Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Кротова Наталья Леонидовна | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №235
150045, г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 16а | Учитель - логопед |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Использование игр в автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста |
2. Источник изменений | Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в жизни ребенка, обеспечивает его дальнейшее успешное обучение в школе. Самым долговременным в коррекционной работе по преодолению дефектов произношения является этап автоматизации. Логопеды на практике сталкиваются с тем, что в свободной коммуникативной деятельности дети не пользуются приобретенным навыком правильного произнесения звуков. В этом случае цель логопедической работы – овладение детьми навыком правильного произнесения звуков в спонтанном речевом потоке – не достигается. Сроки коррекционной работы значительно увеличиваются. Поэтому проблема оптимизации коррекционной работы по автоматизации звукопроизношения у дошкольников и сокращения сроков этой работы является актуальной. На практике идет активный поиск эффективных путей обучения детей правильному произношению. |
3. Идея изменений | Основной идеей данной работы является создание благоприятных условий, позволяющих улучшить качество логопедической работы и сократить сроки автоматизации звукопроизношения у детей. Использование педагогом на логопедических занятиях игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. |
4. Концепция изменений | Проведение занятий в игровой форме, т.к. игра является наиболее эффективным методом обучения детей дошкольного возраста. Преимущество игры перед специально организованными занятиями в том, что игра является наиболее доступным, понятным для детей материалом вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению. Использование игровых приемов для создания у ребенка мотивации к логопедическим занятиям. Реализуется принцип комплексного подхода к решению речевых проблем детей, который предполагает установление интеграционных связей между всеми участниками коррекционного процесса. Тесный контакт в работе логопеда и родителей способствует устранению речевых нарушений у ребенка дошкольного возраста, а значит и его дальнейшему полноценному школьному обучению. |
5. Условия реализации изменений | Учебно-методическое обеспечение занятий. Активная педагогическая позиция. Интеграция участников коррекционного процесса (логопед, ребенок, родители, педагогический коллектив). |
6. Результат изменений | Повышение мотивации к деятельности и интереса к деятельности всех участников коррекционной работы, сокращение сроков процесса автоматизации у дошкольников, рост работоспособности, отдаление момента наступления утомления за счет превращения монотонной и однообразной деятельности в интересную и значимую для ребенка. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
В последние годы интерес к теме «Использование игр в логопедической работе по коррекции звукопроизношения» среди логопедов-практиков значительно возрос. Это помогло найти наиболее благоприятные и эффективные методы и приемы работы по автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, сформировать свою систему работы по автоматизации звукопроизношения через игровую деятельность. Коррекционная работа по автоматизации звукопроизношения у дошкольников построена на общедидактических принципах (принцип научности, наглядности, доступности обучения, принцип «от простого к сложному», принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и др.) и специальных принципах логопедической работы (онтогенетический принцип, этиопатогенетический принцип, принципы комплексного воздействия, учета ведущего вида деятельности, воздействия на микросоциальное окружение и др.). В работе используются наглядные, словесные и практические методы. Планирование и организацию занятий осуществляется с учетом речевого диагноза каждого ребенка. Занятия организуются в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Ведущее место занимает игровая деятельность. Занятия провожу в игровой форме, применяю различные игровые приемы.
Цель работы – оптимизация процесса автоматизации звукопроизношения у дошкольников посредством использования игры на логопедических занятиях. Каждому этапу автоматизации соответствует свой набор дидактических и подвижных игр. В работе с родителями я использую разнообразные формы взаимодействия: коллективные формы работа – родительские собрания, открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, семейные праздники; индивидуальные формы работы – беседы, консультации, посещение родителями логопедического занятия. Родители на консультациях, открытых занятиях обучаются использовать игры и игровые приемы в коррекционной работе со своими детьми.Проведенная практическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с систематическим включением игровой деятельности в коррекционный процесс показала, что
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия регионального конкурса "Лучший воспитатель дошкольного учреждения" – 2010 под председательством Груздева М.В. |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: