Использование игр в автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Использование игр в автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Кротова Наталья Леонидовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №235 г. Ярославля
150045, г.Ярославль, ул.Труфанова, д.16а
Учитель - логопед
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование игр в автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
2. Источник изменений Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в жизни ребенка, обеспечивает его дальнейшее успешное обучение в школе. Самым долговременным в коррекционной работе по преодолению дефектов произношения является этап автоматизации. Логопеды на практике сталкиваются с тем, что в свободной коммуникативной деятельности дети не пользуются приобретенным навыком правильного произнесения звуков. В этом случае цель логопедической работы – овладение детьми навыком правильного произнесения звуков в спонтанном речевом потоке – не достигается. Сроки коррекционной работы значительно увеличиваются. Поэтому проблема оптимизации коррекционной работы по автоматизации звукопроизношения у дошкольников и сокращения сроков этой работы является актуальной. На практике идет активный поиск эффективных путей обучения детей правильному произношению.
3. Идея изменений Основной идеей данной работы является создание благоприятных условий, позволяющих улучшить качество логопедической работы и сократить сроки автоматизации звукопроизношения у детей. Использование педагогом на логопедических занятиях игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
4. Концепция изменений Проведение занятий в игровой форме, т.к. игра является наиболее эффективным методом обучения детей дошкольного возраста. Преимущество игры перед специально организованными занятиями в том, что игра является наиболее доступным, понятным для детей материалом вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению. Использование игровых приемов для создания у ребенка мотивации к логопедическим занятиям. Реализуется принцип комплексного подхода к решению речевых проблем детей, который предполагает установление интеграционных связей между всеми участниками коррекционного процесса. Тесный контакт в работе логопеда и родителей способствует устранению речевых нарушений у ребенка дошкольного возраста, а значит и его дальнейшему полноценному школьному обучению.
5. Условия реализации изменений Учебно-методическое обеспечение занятий. Активная педагогическая позиция. Интеграция участников коррекционного процесса (логопед, ребенок, родители, педагогический коллектив).
6. Результат изменений Повышение мотивации к деятельности и интереса к деятельности всех участников коррекционной работы, сокращение сроков процесса автоматизации у дошкольников, рост работоспособности, отдаление момента наступления утомления за счет превращения монотонной и однообразной деятельности в интересную и значимую для ребенка.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
В последние годы интерес к теме «Использование игр в логопедической работе по коррекции звукопроизношения» среди логопедов-практиков значительно возрос. Это помогло найти наиболее благоприятные и эффективные методы и приемы работы по автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, сформировать свою систему работы по автоматизации звукопроизношения через игровую деятельность. Коррекционная работа по автоматизации звукопроизношения у дошкольников построена на общедидактических принципах (принцип научности, наглядности, доступности обучения, принцип «от простого к сложному», принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и др.) и специальных принципах логопедической работы (онтогенетический принцип, этиопатогенетический принцип, принципы комплексного воздействия, учета ведущего вида деятельности, воздействия на микросоциальное окружение и др.). В работе используются наглядные, словесные и практические методы. Планирование и организацию занятий осуществляется с учетом речевого диагноза каждого ребенка. Занятия организуются в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Ведущее место занимает игровая деятельность. Занятия провожу в игровой форме, применяю различные игровые приемы.

Цель работы – оптимизация процесса автоматизации звукопроизношения у дошкольников посредством использования игры на логопедических занятиях. Каждому этапу автоматизации соответствует свой набор дидактических и подвижных игр. В работе с родителями я использую разнообразные формы взаимодействия: коллективные формы работа – родительские собрания, открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, семейные праздники; индивидуальные формы работы – беседы, консультации, посещение родителями логопедического занятия. Родители на консультациях, открытых занятиях обучаются использовать игры и игровые приемы в коррекционной работе со своими детьми.Проведенная практическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с систематическим включением игровой деятельности в коррекционный процесс показала, что

  • игра позволяет оптимизировать коррекционно-педагогическую деятельность, создает условия для формирования мотивации детей к учебной деятельности, поддержанию работоспособности, стимулированию их интереса и активности
  • коррекционная работа по преодолению дефектов произношения (автоматизация звукопроизношения), осуществляемая через игровую деятельность, является эффективной;
  • использование на логопедических занятиях различных игр позволяет сократить сроки этапа автоматизации звукопроизношения;
  • обучение родителей специальным игровым приемам повышает их активность, заинтересованность и, как следствие, результативность коррекционной работы.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия регионального конкурса "Лучший воспитатель дошкольного учреждения" – 2010 под председательством Груздева М.В.

Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 307
Тел.: 8(4852) 32-18-55

Личные инструменты