В последние годы интерес к теме «Использование игр в логопедической работе по коррекции звукопроизношения» среди логопедов-практиков значительно возрос. Это помогло найти наиболее благоприятные и эффективные методы и приемы работы по автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, сформировать свою систему работы по автоматизации звукопроизношения через игровую деятельность. Коррекционная работа по автоматизации звукопроизношения у дошкольников построена на общедидактических принципах (принцип научности, наглядности, доступности обучения, принцип «от простого к сложному», принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и др.) и специальных принципах логопедической работы (онтогенетический принцип, этиопатогенетический принцип, принципы комплексного воздействия, учета ведущего вида деятельности, воздействия на микросоциальное окружение и др.). В работе используются наглядные, словесные и практические методы. Планирование и организацию занятий осуществляется с учетом речевого диагноза каждого ребенка. Занятия организуются в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Ведущее место занимает игровая деятельность. Занятия провожу в игровой форме, применяю различные игровые приемы.
Цель работы – оптимизация процесса автоматизации звукопроизношения у дошкольников посредством использования игры на логопедических занятиях.
Каждому этапу автоматизации соответствует свой набор дидактических и подвижных игр. В работе с родителями я использую разнообразные формы взаимодействия: коллективные формы работа – родительские собрания, открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, семейные праздники; индивидуальные формы работы – беседы, консультации, посещение родителями логопедического занятия. Родители на консультациях, открытых занятиях обучаются использовать игры и игровые приемы в коррекционной работе со своими детьми.Проведенная практическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с систематическим включением игровой деятельности в коррекционный процесс показала, что • игра позволяет оптимизировать коррекционно-педагогическую деятельность, создает условия для формирования мотивации детей к учебной деятельности, поддержанию работоспособности, стимулированию их интереса и активности, • коррекционная работа по преодолению дефектов произношения (автоматизация звукопроизношения), осуществляемая через игровую деятельность, является эффективной; • использование на логопедических занятиях различных игр позволяет сократить сроки этапа автоматизации звукопроизношения; • обучение родителей специальным игровым приемам повышает их активность, заинтересованность и, как следствие, результативность коррекционной работы.
|