Использование моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах

Материал из BANK
Версия от 08:31, 16 декабря 2011; Naumova (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Использование моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Царева Любовь Викторовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Данилова
152070, Ярославская обл., г. Данилов, ул. Урицкого, д. 58 а.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах.
2. Источник изменений Одной из задач обучения детей математике является формирование умения решать задачи, которые используются для усвоения знаний, предусмотренных программой, а также для развития познавательных способностей и мышления школьников. Большое значение в формировании умения решать задачи имеет использование наглядности, которая может быть выполнена в виде краткой записи, таблицы, чертежа и т.п. Высшей ступенью принципа наглядности, его развитием и обобщением является моделирование.
3. Идея изменений Развитие мышления обучающихся начальной школы через освоение процесса моделирования при решении задач.
4. Концепция изменений Моделирование - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности. Для построения модели и ее дальнейшего преобразования необходимо научиться выделять в задаче цель, данные величины, все отношения между величинами, пренебрегать несущественными связями для того, чтобы с опорой на эту модель можно было бы продолжить анализ, позволяющий найти пути решения.
Процесс решения текстовых задач служит благоприятнейшей средой, где отрабатывается действие моделирования, причем умение решать задачи может выступать в качестве одного из критериев сформированности этого действия. Учителем разработана система уроков математики с использованием упражнений, способствующих развитию мышления на основе применения действия моделирования, методические рекомендации и дидактические материалы к ним.
5. Условия реализации изменений Дидактические материалы
6. Результат изменений По итогам психолого-педагогического исследования «Оценка сформированности компонентов учебной деятельности в 2009 году у учащихся 4 класса отмечен высокий уровень развития учебной деятельности.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Моделирование в обучении математике служит методическим приемом формирования у учащихся математических понятий и привития им навыков математических действий, а также использования моделей как внешних опор для организации мыслительной деятельности. В своей практике учитель использует моделирование на уроках математики при обучении решению разных типов задач. Для этого он специальным образом организует деятельность школьников, опираясь при этом на наглядно-образное мышление ребенка, характерное для учащихся начальной школы.
Учитель использует разные способы моделирования (построения модели):
-предметное, т.е. модель строится с использованием вещественной, предметной наглядности. В этом случае учитель применяет наборное полотно, фланелеграф, специальную полку для кубиков, машин и т.д. Моделирование на предметной наглядности - самый простой способ моделирования задачи и самый лучший способ организации деятельности учеников на этапе формирования понятия о смысле арифметического действия. Учитель постепенно заменяет предметную наглядность другим способом моделирования простой задачи - схематическим моделированием (это упрощенный вариант графической модели).
-графическое, т.е. ситуация, предложенная в задаче, изображается с помощью схемы, схематического чертежа, стилизованного рисунка, когда зайчики изображаются с помощью кружков или треугольников и т. д. В этом случае модель помогает учителю научить ученика правильному ходу мысли при выборе действия, она должна визуально соответствовать характеру этого действия, должна отражать структурные связи между его компонентами.
- мысленное, в этом случае ученик представляет себе ситуацию в уме и, пользуясь этой воображаемой моделью, может сразу составить запись решения. Это самый высокий уровень моделирования, т.к. моделирование происходит без опоры на материализованные действия.
Учителем представлены фрагменты уроков:
урок № 42, 1 часть, 1 класс по учебнику «Математика» М.И. Моро по теме «Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку»,
урок № 22, 1 часть, 2 класс, по учебнику «Математика» М.И. Моро по теме «Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого»,
Урок № 100, 3 класс, «Закрепление. Решение задач»
Урок № 104, 4 класс, по теме «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Бородкина Наталья Вячеславовна, к.и.н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО ИРО


Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Личные инструменты