Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Царева Любовь Викторовна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Данилова 152070, Ярославская обл., г. Данилов, ул. Урицкого, д. 58 а. | Учитель начальных классов |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Использование моделирования в процессе обучения решению задач в начальных классах. |
2. Источник изменений | Одной из задач обучения детей математике является формирование умения решать задачи, которые используются для усвоения знаний, предусмотренных программой, а также для развития познавательных способностей и мышления школьников. Большое значение в формировании умения решать задачи имеет использование наглядности, которая может быть выполнена в виде краткой записи, таблицы, чертежа и т.п. Высшей ступенью принципа наглядности, его развитием и обобщением является моделирование. |
3. Идея изменений | Развитие мышления обучающихся начальной школы через освоение процесса моделирования при решении задач. |
4. Концепция изменений | Моделирование - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности. Для построения модели и ее дальнейшего преобразования необходимо научиться выделять в задаче цель, данные величины, все отношения между величинами, пренебрегать несущественными связями для того, чтобы с опорой на эту модель можно было бы продолжить анализ, позволяющий найти пути решения. Процесс решения текстовых задач служит благоприятнейшей средой, где отрабатывается действие моделирования, причем умение решать задачи может выступать в качестве одного из критериев сформированности этого действия. Учителем разработана система уроков математики с использованием упражнений, способствующих развитию мышления на основе применения действия моделирования, методические рекомендации и дидактические материалы к ним. |
5. Условия реализации изменений | Дидактические материалы |
6. Результат изменений | По итогам психолого-педагогического исследования «Оценка сформированности компонентов учебной деятельности в 2009 году у учащихся 4 класса отмечен высокий уровень развития учебной деятельности. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Моделирование в обучении математике служит методическим приемом формирования у учащихся математических понятий и привития им навыков математических действий, а также использования моделей как внешних опор для организации мыслительной деятельности. В своей практике учитель использует моделирование на уроках математики при обучении решению разных типов задач. Для этого он специальным образом организует деятельность школьников, опираясь при этом на наглядно-образное мышление ребенка, характерное для учащихся начальной школы. Учитель использует разные способы моделирования (построения модели): -предметное, т.е. модель строится с использованием вещественной, предметной наглядности. В этом случае учитель применяет наборное полотно, фланелеграф, специальную полку для кубиков, машин и т.д. Моделирование на предметной наглядности - самый простой способ моделирования задачи и самый лучший способ организации деятельности учеников на этапе формирования понятия о смысле арифметического действия. Учитель постепенно заменяет предметную наглядность другим способом моделирования простой задачи - схематическим моделированием (это упрощенный вариант графической модели). -графическое, т.е. ситуация, предложенная в задаче, изображается с помощью схемы, схематического чертежа, стилизованного рисунка, когда зайчики изображаются с помощью кружков или треугольников и т. д. В этом случае модель помогает учителю научить ученика правильному ходу мысли при выборе действия, она должна визуально соответствовать характеру этого действия, должна отражать структурные связи между его компонентами. - мысленное, в этом случае ученик представляет себе ситуацию в уме и, пользуясь этой воображаемой моделью, может сразу составить запись решения. Это самый высокий уровень моделирования, т.к. моделирование происходит без опоры на материализованные действия. Учителем представлены фрагменты уроков: урок № 42, 1 часть, 1 класс по учебнику «Математика» М.И. Моро по теме «Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку», урок № 22, 1 часть, 2 класс, по учебнику «Математика» М.И. Моро по теме «Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого», Урок № 100, 3 класс, «Закрепление. Решение задач» Урок № 104, 4 класс, по теме «Решение задач на движение в противоположных направлениях». |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Бородкина Наталья Вячеславовна, к.и.н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО ИРО |
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.