Использование моделирования на уроках окружающего мира
| ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
|
| I. Общие сведения
|
| Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
| Азарова Ольга Николаевна
| Муниципальное общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 имени 63-го Угличского пехотного полка г. Углича 152612, г. Углич, Ярославской обл., Ленинское шоссе, д. 1а.
| Учитель начальных классов
|
| II.Сущностные характеристики опыта
|
| 1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)
| Использование моделирования на уроках окружающего мира.
|
| 2. Источник изменений
| Одним из результатов обучения в начальной школе является формирование у школьников учебной деятельности. Для этого разработчики образовательных стандартов второго поколения А.М. Кондаков и А.А.Кузнецов рекомендуют учителям начальной школы использовать модель развивающего учебного занятия, включающую несколько этапов: рефлексивный контроль – учебная задача – моделирование новых знаний – овладение новыми способами действия – теоретическое понятие – рефлексия его возможного использования».
|
| 3. Идея изменений
| Формирование познавательных и знаково – символических учебных действий посредством использования моделирования.
|
| 4. Концепция изменений
| Моделирование является методом целенаправленной педагогической деятельности, поэтому в процесс обучения младших школьников учитель внедряет информационные модели, эвристические возможности которых шире, чем у обычной наглядности. Педагогом разработана система уроков по окружающему миру с использованием моделирования.
|
| 5. Условия реализации изменений
| Дидактические материалы
|
| 6. Результат изменений
| Формирование мыслительных операций - анализ, синтез, классификация, обобщение.
|
| 7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
|
|
| III. Описание опыта
|
| В настоящее время в учебном процессе современной школы широко используется моделирование. Работа с моделями является неотъемлемой частью многих уроков: математики, информатики, русского языка, окружающего мира и других. На уроках окружающего мира учитель активно систематически использует учебные модели, которые необходимы для того, чтобы придать общим свойствам любого явления материализованную форму, облегчающую дальнейшее преобразование изучаемого объекта. Среди них: наглядные информационные модели (рисунок, фотографии); смешанные информационные модели (таблицы, схемы, карты); дескриптивные информационные модели (математические модели, алгоритмы). При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид. Для овладения учащимися действием моделирования учитель выстраивает работу на уроке поэтапно через: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, совместное открытие знаний, подведение итогов работы.
|
| IY.Экспертное заключение
|
| Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
| Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
|
| Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Бородкина Наталья Вячеславовна, к.и.н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО ИРО
|
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.