Использование моделирования на уроках окружающего мира

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Использование моделирования на уроках окружающего мира

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Азарова Ольга Николаевна Муниципальное общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 имени 63-го Угличского пехотного полка г. Углича
152612, г. Углич, Ярославской обл., Ленинское шоссе, д. 1а.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование моделирования на уроках окружающего мира.
2. Источник изменений Одним из результатов обучения в начальной школе является формирование у школьников учебной деятельности. Для этого разработчики образовательных стандартов второго поколения А.М. Кондаков и А.А.Кузнецов рекомендуют учителям начальной школы использовать модель развивающего учебного занятия, включающую несколько этапов: рефлексивный контроль – учебная задача – моделирование новых знаний – овладение новыми способами действия – теоретическое понятие – рефлексия его возможного использования».
3. Идея изменений Формирование познавательных и знаково – символических учебных действий посредством использования моделирования.
4. Концепция изменений Моделирование является методом целенаправленной педагогической деятельности, поэтому в процесс обучения младших школьников учитель внедряет информационные модели, эвристические возможности которых шире, чем у обычной наглядности. Педагогом разработана система уроков по окружающему миру с использованием моделирования.
5. Условия реализации изменений Дидактические материалы
6. Результат изменений Формирование мыслительных операций - анализ, синтез, классификация, обобщение.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
В настоящее время в учебном процессе современной школы широко используется моделирование. Работа с моделями является неотъемлемой частью многих уроков: математики, информатики, русского языка, окружающего мира и других. На уроках окружающего мира учитель активно систематически использует учебные модели, которые необходимы для того, чтобы придать общим свойствам любого явления материализованную форму, облегчающую дальнейшее преобразование изучаемого объекта. Среди них: наглядные информационные модели (рисунок, фотографии); смешанные информационные модели (таблицы, схемы, карты); дескриптивные информационные модели (математические модели, алгоритмы). При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид. Для овладения учащимися действием моделирования учитель выстраивает работу на уроке поэтапно через: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, совместное открытие знаний, подведение итогов работы.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Бородкина Наталья Вячеславовна, к.и.н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО ИРО


Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Личные инструменты