Региональная система мониторинга и образовательной статистики
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
Аполлонова Татьяна Юрьевна
| Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» 150014 г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16.
| Руководитель Центра мониторинга и образовательной статистики
|
II.Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
| Региональная система мониторинга и образовательной статистики.
|
2. Источник изменений
| Оптимизация управления системой образования невозможна без реорганизации ее информационной инфраструктуры, поскольку процессы управления всегда базируются на информации. Эти изменения, а также определение субъекта потребления и цели сбора данных в системе управления образованием должна начинаться на региональном уровне и использовать новые технические, организационные и методические способы сбора и обработки информации. Существующая информационная инфраструктура системы управления образованием обслуживает потребности в основном, и прежде всего, федерального центра (в лице Министерства образования и Госкомстата), но не учитывает информационные запросы регионов. Возникает необходимость создания региональной системы мониторинга и образовательной статистики.
|
3. Идея изменений
| Эффективное стратегическое планирование развития РСО посредством создания и организации деятельности на региональном уровне структуры,обеспечивающей сбор, обработку, актуализацию показателей, технологическую и методическую поддержку системы, подготовку и развитие кадров.
|
4. Концепция изменений
| Для создания условий для наиболее эффективного управления системой образования области, а также статистическо-информационного обеспечения органов управления образованием и образовательных учреждений создана региональная система мониторинга и образовательной статистики Ярославской области, основанная на многоуровневости региональной системы образования и системной реализации следующих направлений деятельности:
- организационно-технологическом,
- методическом,
- кадровом обеспечении.
|
5. Условия реализации изменений
| Владение системными подходами в управлении образовательными системами.
|
6. Результат изменений
| Создание региональной системы мониторинга и образовательной статистики позволило вывести руководящих работников системы образования области на новый уровень работы со статистической информацией (автоматизированная система информационного обеспечения управления дает в распоряжение администрации актуальную информацию), обеспечить нормативно-правовой базой, закрепляющей происшедшие в системе изменения, ввести в практику своей деятельности новый методический инструментарий (систему показателей, кластерный анализ).
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
|
|
III. Описание инновационного опыта учителя
|
РСМиОС создает условия для наиболее эффективного управления региональной системой образования, а также статистическо-информационного обеспечения органов управления образованием и ОУ, что позволяет руководителям различных уровней принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение качества образования. Для обеспечения функционирования РСМиОС и решения поставленных задач создан Центр мониторинга и образовательной статистики, специалисты которого ведут работы по следующим направлениям:
- организационно-технологическое обеспечение создание нормативно-правовой базы региональной системы мониторинга и образовательной статистики: положение о региональной системе, описание ее структуры, документы, описывающие организацию функционирования системы и порядок работы с ЭБД, типовые должностные инструкции специалистов различных уровней системы образования, занимающихся сбором и обработкой данных; проекты приказов и положения о системе муниципального уровня,определение структуры баз данных, порядка сбора информации и ответственность на каждом уровне системы,
- методическое обеспечение определяет способы воздействия и взаимодействия со структурными элементами системы. В Ярославской области основными инструментами являются методика кластеризации образовательных учреждений (позволяющая проводить сравнительный анализ ОУ с себеподобными), письмо Главе муниципального района (представляющее собой выборочный анализ муниципальной системы образования с точки зрения ее эффективности, ставящее целью оптимизацию образовательного пространства), перечень показателей (состоит из показателей, характеризующих качество, доступность, эффективность, ресурсное обеспечение системы образования и позволяет описать изменение состояний региональной системы образования),
- кадровое обеспечение по двум направлениям: обучение сотрудников ЦМиОС и повышение квалификации специалистов региональной системы образования, ответственных за сбор и обработку информации.
|
IY.Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
| Данный опыт рекомендован к распространению на федеральном уровне.
|
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Куприянова Галина Валентиновна, к.п.н., заведующая кафедрой менеджмента образования ГОАУ ЯО ИРО.
|
Материалы находятся в образовательном учреждении.