Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в деятельности учителя истории

Материал из BANK
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «== Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в деятельности учителя истории == {|border="1…»)
Следующая правка →

Версия 06:19, 5 марта 2013

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в деятельности учителя истории

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Королева Татьяна Юрьевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ярославля
150051, г. Ярославль, пр-т Авиаторов 84.
Учитель истории и обществознания
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в деятельности учителя истории.
2. Источник изменений В Национальной доктрине образования Российской Федерации, основополагающем государственном документе, который устанавливает стратегию развития образования на период до 2025 года, а также в «Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года» подчеркивается значимость патриотического воспитания в современных условиях. Между тем, в средствах массовой информации высказывались сомнения о целесообразности существования государственной программы патриотического воспитания, считая, что любовь к Родине должна основываться на личном опыте, а не насаждаться в виде дисциплинированных символов.
3. Идея изменений Формирование нравственно-патриотических, гражданских качеств личности у подрастающего поколения через вовлечение их в активную творческую позитивную деятельность.
4. Концепция изменений Педагогом создана система работы по гражданско-патриотическому воспитанию, состоящая из работы на уроке и внеклассной работы, с реальным включением учащихся в деятельность, на базе школьного музея.
5. Условия реализации изменений Личная заинтересованность педагога.
6. Результат изменений Увеличение количества участий в районных, городских, областных научно-практических конференциях, конкурсах патриотического направления и их результативность.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Учебная и внеурочная работа по формированию нравственно-патриотических качеств личности неразрывно связаны между собой. В ходе учебного процесса (на уроке) возникает интерес к предмету исследования, который в полной мере реализуется в ходе внеурочной работы. На уроках истории учитель использует краеведческий материал для мотивирования их на более глубокое изучение исторических событий. Обучение и воспитание в рамках урока подразумевает определенную регламентацию, мотив вынужденности, преобладание фронтального подхода. Краеведческая научно-исследовательская работа школьников продолжается во внеурочное время на базе школьного музея. Внеучебная работа учителя охватывает часть учащихся. В ней реализуется более полно индивидуальный подход, инициатива исходит от учащихся.
При организации научно-исследовательской работы учащихся, педагог использует следующие формы работы: работа в библиотеках, архивах, научных учреждениях; тесное сотрудничество с государственными, краеведческими музеями; экспедиционный сбор материала; экскурсии по родному краю; опрос населения, анкетирование, мониторинг; переписка с земляками; встречи с ветеранами, участниками боевых действий в «горячих точках»; использование средств массовой информации как источника исторических сведений; встречи с интересными людьми.
В процессе работы с учащимися не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, учитель использует метод проектирования исследовательской работы по изучению исторических событий через исторический источник, включающий в себя следующие этапы деятельности учащихся: поиск исторического источника; анализ источника; изучение исторической литературы по конкретному историческому периоду; разработка проектного замысла (анализ проблемы, целеполагание, планирование); реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий); презентация проекта; анализ результатов проекта; оценка проекта.
Проектно-исследовательская работа дает возможность реализовать важный принцип нравственно-патриотического воспитания: принцип социализации, принцип приоритетности регионального исторического наследия.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012 году.

Материалы находятся в ГОАУ ЯО «Институт развития образования», каб. 307.

Личные инструменты