Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Козлов Игорь Викентьевич | Государственное образовательное учреждение Ярославской области Гаврилов-Ямская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 152241, Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Сосновая, д. 1. | Учитель физической культуры |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Учебно-тренировочная программа по мини-футболу для детей с нарушением зрения. |
2. Источник изменений | Большинство слабовидящих детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии действовать двумя руками сразу. Помимо нарушений в двигательной сфере есть множественные сопутствующие соматические заболевания (заболевания ССС, ЛОР-патология, патология желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы), нарушение осанки. Указанное разнообразие основных и сопутствующих дефектов требует поиска способов их коррекции в процессе занятий физической культурой и спортом. |
3. Идея изменений | Приобщение к ценностям физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями через адаптивное физическое воспитание. |
4. Концепция изменений | Традиционно в содержание физической подготовки слабовидящего ребёнка включаются разнообразные физические упражнения, целенаправленно влияющие на его всестороннее физическое развитие. В последнее время мнение абсолютного большинства учителей физического воспитания сводится к тому, что занятия следует специализировать и проводить их по видам спорта. Являясь ведущим видом в программе Специальной Олимпиады, мини-футбол требует от участников высокого всестороннего физического развития. У занимающихся спортивными играми наблюдается увеличение поля зрения, развивается глубинное зрение, что не только важно в игровой деятельности, но и необходимо в трудовых условиях. Учителем разработано учебное пособие по мини-футболу с учетом контингента занимающихся. |
5. Условия реализации изменений | Наличие спортивного оборудования. |
6. Результат изменений | Укрепление двигательного аппарата, улучшение общего обмена веществ, повышение деятельности всех органов и систем организма. Развитие зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Предлагаемая программа составлена на основе учебных материалов для подготовки юных футболистов. Эти материалы видоизменены и переработаны для данного вида спорта и данного контингента занимающихся. Учебный материал программы для теоретических и практических занятий разделён по годам обучения. Тренер, проводя занятия, выбирает темы с учётом специфики дефектов и нарушений слабовидящих детей. Сведения о правилах, технике и тактике сообщаются не только на теоретических, но и на практических занятиях. Материал по физической подготовке тренер подбирает самостоятельно в зависимости от возраста, подготовки, степени нарушения психофизического развития и целевой направленности занятия. По технической и тактической подготовке в программе излагается только основной учебный материал для каждой возрастной группы. Для закрепления и совершенствования, ранее усвоенных технических и тактических приёмов тренер самостоятельно подбирает необходимые упражнения. Инструкторские навыки у занимающихся, с учётом их возможностей, начинают воспитывать с юношеского возраста (14 – 16 лет). Инструкторская практика проводится не только в отведённые учебным планом часы, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Практика судейства начинается в группах начальной подготовки, а учащиеся учебно-тренировочных групп участвуют в судействе соревнований на первенство школы. Занимающиеся в учебно-тренировочных группах 4 -5 годов обучения обучаются: составлять положение о соревнованиях, оформлять протокол соревнований, организовывать и проводить соревнования внутри школы. Весь учебно-тренировочный процесс воспитывает у юных спортсменов дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении цели, уверенность в себе, смелость, решительность, волю к победе. Результатами учебно-тренировочных занятий по мини-футболу являются: -укрепление здоровья, закаливание организма; -коррекция и компенсация нарушений психофизического развития, формирование правильной осанки; -воспитание основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; -формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; -достижение и поддержание определённого уровня работоспособности с целью улучшения профессионально-трудовой подготовки; -формирование познавательных интересов, приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта; -формирование гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; -воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом; -воспитание моральных и волевых качеств, чувство коллективизма. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Боброва Елена Валентиновна, старший преподаватель ЦСУиСЗУОП ГОАУ ЯО ИРО. |
Перечень материалов, входящих в архив: