Создание модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Использование модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Винокурова Екатерина Алексеевна Муниципальное образовательное учреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР

152962, Ярославская область, Рыбинский район, п. Дюдьково

Директор
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника
2. Источник изменений Создание модели школы полного дня предполагает переход образовательно-воспитательного пространства школы в новое качественное состояние, в котором решается весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, усиливается при этом взаимосвязь школы с семьей, внешкольными учреждениями, социумом.
3. Идея изменений Построение процессной модели школы полного дня гражданской направленности на основе четырех инновационно-активных научно-методических комплексов:
  • художественно-эстетический комплекс,
  • физкультурно-спортивный комплекс,
  • социально-педагогический комплекс,
  • научно-исследовательский комплекс.

Интеграция основного и дополнительного образования на основе единого расписания занятий.

4. Концепция изменений Человек является центральным звеном при рассмотрении вопросов устойчивого развития, которое ориентировано на охрану здоровья и обеспечение полноценной жизни человека в гармонии с природой, с самим собой, окружающими и государством.

Предоставление возможности школьнику выбрать из широкого спектра услуг наиболее подходящую для него сферу деятельности и оказание профессиональной помощи в данном выборе наиболее значимо для обеспечения индивидуализации образовательного процесса в современной школе. Гражданское образование должно осуществляться не только через специальные программы и курсы, но и через организацию системы внеучебной деятельности школьников, которая развивает гражданские качества и умения, организацию школьной жизни, где эти качества можно закрепить на практике в различных ситуациях гражданской активности обучающихся.

Предполагается продолжение работы над школьным проектом «Создание модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника» с целью обобщения и тиражирования на муниципальном и региональном уровнях опыта работы общеобразовательной школы в условиях режима полного дня. Необходимо создание пакета методических материалов по организационно-управленческой деятельности школы в режиме полного дня.

Особое внимание уделяется разработке дополнительных образовательных программ по гражданскому образованию, поиску продуктивных методов обучения и воспитания основам демократии. Планируется развитие критического мышления обучающихся и навыков дискуссии, социального общения, становление гражданской грамотности, гражданской ответственности, формирование коммуникативных навыков, развитие умения пользоваться современной информацией, овладение способами её обработки. Проведение тренингов, практикумов, ролевых и деловых игр с обучающимися. Планируется организация работы образовательного учреждения на муниципальном уровне как культурно-сервисного центра гражданского образования. Расширение сети образовательных услуг не только для одного образовательного учреждения, но и для других школ Рыбинского района.

5. Условия реализации изменений На основании лицензии от 16.02.2007 года школа имеет право ведения образовательной деятельности по следующим программам:
  • общеобразовательные программы начального общего образования, коррекционно-развивающего обучения,
  • общеобразовательные программы основного общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) классах 7 вида,
  • общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования,
  • общеобразовательные дополнительные программы художественно-эстетической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной направленности.

Осуществлен переход на предпрофильную подготовку школьников на основе модели предпрофильного обучения. Планируется открытие на базе школы информационно-технологического профиля. Школьный компонент учебного плана составляют предметы гражданской направленности: обществознание 5–11 классы, психология 1-11 классы, информационная культура 9-11 классы. В школе созданы условия для реализации проекта:

  • психолого-педагогические - наличие должностных ставок психолога и логопеда;
  • организационно-управленческие - через распределение системы полномочий и систему ответственности, наличие органов общественного управления и ученического самоуправления.

Существует система договорного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, другими школами.

6. Результат изменений Для учителя:
  • мотивация к непрерывному образованию и самообразованию;
  • самореализация в профессиональной деятельности через более тесное сотрудничество с детьми и родителями;
  • высокий уровень квалификации в соответствии с функционированием в режиме полного дня;
  • освоение и применение на практике новых технологий.

Для ученика:

  • созидательная активность и сформированная гражданская позиция;
  • высокие коммуникативные способности;
  • осознанное стремление к ЗОЖ;
  • профессиональное и жизненное самоопределение.

Для родителей:

  • мотивация родителей на воспитание гражданских ценностей
  • осознанное содействие в новых условиях
  • участие в управлении школой полного дня.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
  • Сельский учитель всегда на виду. Реализация сферы изменения проекта по вопросу управления образовательным учреждением //Областная газета «Доброе дело на земле», 2003. №6, декабрь.
  • Воспитание гражданственности. //Муниципальная газета «Курьер новостей г.Рыбинска», 2004. №12, апрель.
  • Школа - территория здоровья, успеха и радости для детей. //Муниципальная газета «Курьер новостей г.Рыбинска», 2005. №6, сентябрь.
  • Единственная в области. //Еженедельная газета Рыбинского района «Новая жизнь», 2007. №18, май.
  • Директорский ресурс. //Общероссийская «Российская газета», 2008. №34, сентябрь.
  • Методическое пособие «Описание модели школы полного дня, устанавливающей функциональные связи субъектов образовательного процесса», 2007.
  • Методическое пособие «Использование модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника, организационно–управленческий аспект», 2008.
  • Описание вариантов портфолио в рамках проекта «Создание модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника», 2007.
  • Программно-методический сборник «Дополнительные образовательные программы и проекты гражданской направленности», 2008.
  • Методический сборник «Сценарии образовательных событий гражданской направленности», 2008.
  • Диск «Материалы муниципального культурно–сервисного центра гражданского образования Рыбинского района», 2008г.
  • МОУ Ломовская средняя общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района. Призвание учить. Качественное образование в Ярославской области. – Ярославль: Издательский дом «Верхняя Волга», 2010.
III. Описание опыта
Благодаря работе образовательного учреждения в режиме полного дня устойчивый имидж школы и высокий рейтинг педагогов школы в п.Дюдьково и Рыбинском МР среди родителей, учащихся, общественности. Укреплены взаимосвязи школы с семьей, внешкольными учреждениями, социумом. В образовательном учреждении одними из первых в районе создан орган государственно-общественного управления - Управляющий Совет.

Специфика организации образовательного процесса удовлетворяет потребности конкретного ребенка и его родителей. Увеличилось на 20% число учителей, применяющих ИКТ на уроках (до 85%), на 10% число обучающихся, реализующих учебные и социальные проекты (до 28,1%). Создана школьная медиатека (230 электронных дисков), которые используются учителями школы в учебной и внеучебной деятельности. Сайт школы: http://76310s007.edusite.ru.

В школе функционирует учебное телевидение и телестудия (август-октябрь 2007). Подключены к сети кабельного телевидения 150 семей учащихся школы.

Обучающиеся школы – участники и победители муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников, Всероссийских лингвистического конкурса «Русский медвежонок», музейного фестиваля детского творчества, областного конкурса социальных проектов «Школьный двор», исследовательских работ «Вода России», призеры областных соревнований по баскетболу, легкой атлетике, футболу и др. Школа-победитель конкурса на статус региональной экспериментальной площадки департамента образования Ярославской области по проекту «Создание модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника» (2006, 2007, 2008 гг.). Школа - лауреат конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества Администрации Ярославской области» (2007 г.).

Результаты освоения инновационного проекта представлены на региональном форуме «Опыт реализации приоритетного национального проекта Образование», на котором состоялся телемост с учащимися школы (февраль 2008). На базе МОУ Ломовская СОШ с 01.01.2008 открыт муниципальный культурно-сервисный центр гражданского образования школьников. Проводятся муниципальные игры: «Самый умный», «Малые олимпийские игры», военно-спортивная игра «Зарница», для обучающихся старших классов - дни погружения в учебные предметы, дни делового общения.

Обновлена материально-техническая база школы: установлена головная станция кабельного телевидения со спутниковыми антеннами, подключено 15 кабинетов к сети кабельного вещания, из них в 9 установлена теле- и видеоаппаратура, оборудованы мобильные компьютерные классы, приобретена интерактивная доска, школа подключена к сети Интернет.

Ежегодно опыт работы школы тиражируется на муниципальных и региональных семинарах, конференциях, форумах:

  • муниципальный семинар для учителей начальной школы «Модель школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника» (30.10.2007)
  • региональный семинар «Организация работы общеобразовательной школы в условиях функционирования в режиме полного дня» (10.01.2008)
  • муниципальный семинар для учителей английского языка и начальной школы «Внеклассная работа в начальной школе по английскому языку» (11.03.2008)
  • региональная научно-практическая конференция «Итоги реализации проекта «Информатизация системы образования» в Ярославской области (26-29.02.2008)
  • ежегодная региональная научно-практическая конференция «Развитие образования на селе» и др.

Действия по развитию проекта - подключение учебного телевидения в каждом учебном кабинете, получение лицензии на 1 час вещания в поселке. Разработан новый проект «Модель школы полного дня как инструмент реализации стандарта второго поколения».

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Опыт педагогического коллектива рекомендуется для распространения на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Мокшеев В.А., руководитель центра образовательной политики ГОУ ЯО «Институт развития образования»;

Назарова И.Г., заведующая кафедрой психологии и педагогики ГОУ ЯО «Институт развития образования».

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическое пособие
  • Экспертиза проекта
Личные инструменты