Содержательно-методическая линия «Задачи с параметрами» в курсе математики профильной школы

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Содержательно-методическая линия «Задачи с параметрами» в курсе математики профильной школы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Мусинов Валерий Сергеевич Муниципальное общеобразовательное учреждение Угличский физико-математический лицей

152613, Ярославская область, г. Углич, ул. Северная, д. 4

Учитель математики
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Содержательно-методическая линия «Задачи с параметрами» в курсе математики профильной школы
2. Источник изменений Обладая высокой диагностической и прогностической ценностью, задачи с параметрами широко представлены на ЕГЭ по математике. В тоже время, действующая программа по математике для классов (школ) с углубленным изучением математики (не говоря уже о программе для общеобразовательной школы), уделяет этому типу задач довольно мало внимания.

Данный опыт представляет собой описание опыта работы автора по теме «Задачи с параметрами», проходящей содержательно-методической линией через курс алгебры и математического анализа в рамках действующей программы для школ (классов) с углубленным изучением математики.

3. Идея изменений Суть опыта - алгоритм встраивания темы «Задачи с параметрами» в действующую программу. Для этого в предлагаемой работе решаются следующие задачи:
  1. Выделяются основные типы задач с параметрами и описываются методы их решения.
  2. Предлагается последовательность изучения этих типов задач в рамках программы для школ (классов) с углубленным изучением математики (данная последовательность может быть реализована и в профильных классах).
4. Концепция изменений Предлагаемая методика изучения содержательной линии «Задачи с параметрами» предполагает системное изучение следующих основных типов задач с параметрами:
  1. Простейшие задачи с параметрами, решаемые аналитически.
  2. Квадратичная функция в задачах с параметрами. Условия расположения нулей квадратичной функции относительно заданных точек.
  3. Задачи с параметрами, решаемые графически на координатной плоскости с применением одного из следующих приемов: параллельного переноса, вращения прямой, растяжения и сжатия, гомотетии.
  4. Координатно-параметрический способ решения задач с параметрами.
  5. Задачи с параметрами, решаемые методами поиска необходимых условий.
5. Условия реализации изменений Изучение математики на профильном уровне.
6. Результат изменений Представленная методика отрабатывалась на протяжении последних десяти лет в 10-11 классах Угличского физико-математического лицея и показала свою эффективность. На протяжение семи последних лет учащиеся лицея стабильно показывают второй результат по области по среднему тестовому баллу на ЕГЭ по математике.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Мусинов В.С. Содержательная линия «Задачи с параметрами». Методическое пособие для учителей математики профильной школы. Углич, ИМЦ УО АУМР, 2005 г.
III. Описание опыта
Представленный опыт изучения содержательной линии «Задачи с параметрами» создавался на протяжении последних 6 лет работы в 10-11 классах физико-математического профиля. В результате анализа были выделены основные типы задач с параметрами с соответствующими им методами решения. Отработана методика изучения задач данного типа, достаточно органично вписывающаяся в действующую программу по математики для школ (классов) с углубленным изучением предмета.
  1. Встраивание предлагаемых типов задач в действующую программу для школ (классов) с углубленным изучением математики осуществляется следующим образом:
    • первый тип задач с параметрами (простейшие уравнения, неравенства, системы, решаемы аналитически) изучается в рамках соответствующих тем. Линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения и неравенства, системы линейных уравнений и неравенств – в теме «Многочлены». Простейшие и сводящиеся к простейшим тригонометрические уравнения и неравенства – в теме «Тригонометрические функции» и т.п.
    • второй тип задач с параметрами (задачи на свойства квадратичной функции) изучается в два этапа. Первый раз – в рамках темы «Многочлены» 10 класса повторяются свойства квадратичной функции, рассматриваются условия расположения нулей квадратичной функции относительно заданных точек. На втором этапе (в конце 11 класса) рассматриваются трансцендентные уравнения и неравенства.
    • третий тип задач с параметрами (задачи, решаемые графически на плоскости с помощью параллельного переноса, поворота, растяжения и сжатия) начинают изучаться в 10 классе в рамках темы «Графики функций» после изучения преобразований графиков, что закономерно. Применение преобразований графиков функций к решению задач с параметрами знакомит учащихся с очень мощным методом решения таких задач, в процессе применения данного подхода они лучше усваивают тему «Графики функций», отчетливее видят связь алгебры и геометрии. В процессе изучения темы «Исследование функций и построение их графиков» каждую задачу на построение графика функции можно дополнять вопросами на исследование уравнения (неравенства) вида, что не займет много времени, но будет способствовать более глубокому усвоению свойств функций. В 11 классе данный тип задач с параметрами изучается сразу после темы «Дифференцирование показательной и логарифмической функций».
    • четвертый тип задач (координатно-параметрический способ решения задач с параметрами) знакомит учащихся с другим подходом – параметр, как переменная равноправная с неизвестной на плоскости. При решении неравенств учащиеся знакомятся с обобщением метода интервалов – методом областей. В 10 классе данный подход применяется для решения рациональных уравнений, неравенств и систем, в 11 классе к остальным их видам. В 11 классе при решении логарифмических и показательных неравенств с параметрами полезно познакомить учащихся с декомпозиционным подходом.
    • пятый тип задач, с точки зрения автора, относится к повышенному уровню сложности и на уроках может рассматриваться лишь при соответствующем подборе учащихся. Хотя с применением свойства четности функции к исследованию уравнений, в которых выдвигается требование единственности решения можно познакомить всех учащихся.
  2. В предложенной схеме типовые задачи распределяются по темам не по внешним признакам (рациональные, иррациональные, тригонометрические и др. уравнения и неравенства), а в зависимости от методов их решения, что, на взгляд автора опыта, более эффективно.
    В результате встраивания предложенной программы в действующую программу по математике, тема «Задачи с параметрами» проходит через весь курс алгебра и математического анализа единой содержательной линией.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Сборник распространен на муниципальном уровне
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Мурина Ирина Николаевна, доцент, к.п.н. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 307
Тел.: 8(4852) 32-18-55

Личные инструменты