Содержательно-методическая линия «Задачи с параметрами» в курсе математики профильной школы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
Мусинов Валерий Сергеевич
| Муниципальное общеобразовательное учреждение Угличский физико-математический лицей
152613, Ярославская область, г. Углич, ул. Северная, д. 4
| Учитель математики
|
II.Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)
| Содержательно-методическая линия «Задачи с параметрами» в курсе математики профильной школы
|
2. Источник изменений
| Обладая высокой диагностической и прогностической ценностью, задачи с параметрами широко представлены на ЕГЭ по математике. В тоже время, действующая программа по математике для классов (школ) с углубленным изучением математики (не говоря уже о программе для общеобразовательной школы), уделяет этому типу задач довольно мало внимания.
Данный опыт представляет собой описание опыта работы автора по теме «Задачи с параметрами», проходящей содержательно-методической линией через курс алгебры и математического анализа в рамках действующей программы для школ (классов) с углубленным изучением математики.
|
3. Идея изменений
| Суть опыта - алгоритм встраивания темы «Задачи с параметрами» в действующую программу. Для этого в предлагаемой работе решаются следующие задачи:
- Выделяются основные типы задач с параметрами и описываются методы их решения.
- Предлагается последовательность изучения этих типов задач в рамках программы для школ (классов) с углубленным изучением математики (данная последовательность может быть реализована и в профильных классах).
|
4. Концепция изменений
| Предлагаемая методика изучения содержательной линии «Задачи с параметрами» предполагает системное изучение следующих основных типов задач с параметрами:
- Простейшие задачи с параметрами, решаемые аналитически.
- Квадратичная функция в задачах с параметрами. Условия расположения нулей квадратичной функции относительно заданных точек.
- Задачи с параметрами, решаемые графически на координатной плоскости с применением одного из следующих приемов: параллельного переноса, вращения прямой, растяжения и сжатия, гомотетии.
- Координатно-параметрический способ решения задач с параметрами.
- Задачи с параметрами, решаемые методами поиска необходимых условий.
|
5. Условия реализации изменений
| Изучение математики на профильном уровне.
|
6. Результат изменений
| Представленная методика отрабатывалась на протяжении последних десяти лет в 10-11 классах Угличского физико-математического лицея и показала свою эффективность. На протяжение семи последних лет учащиеся лицея стабильно показывают второй результат по области по среднему тестовому баллу на ЕГЭ по математике.
|
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
| Мусинов В.С. Содержательная линия «Задачи с параметрами». Методическое пособие для учителей математики профильной школы. Углич, ИМЦ УО АУМР, 2005 г.
|
III. Описание опыта
|
Представленный опыт изучения содержательной линии «Задачи с параметрами» создавался на протяжении последних 6 лет работы в 10-11 классах физико-математического профиля. В результате анализа были выделены основные типы задач с параметрами с соответствующими им методами решения. Отработана методика изучения задач данного типа, достаточно органично вписывающаяся в действующую программу по математики для школ (классов) с углубленным изучением предмета.
- Встраивание предлагаемых типов задач в действующую программу для школ (классов) с углубленным изучением математики осуществляется следующим образом:
- первый тип задач с параметрами (простейшие уравнения, неравенства, системы, решаемы аналитически) изучается в рамках соответствующих тем. Линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения и неравенства, системы линейных уравнений и неравенств – в теме «Многочлены». Простейшие и сводящиеся к простейшим тригонометрические уравнения и неравенства – в теме «Тригонометрические функции» и т.п.
- второй тип задач с параметрами (задачи на свойства квадратичной функции) изучается в два этапа. Первый раз – в рамках темы «Многочлены» 10 класса повторяются свойства квадратичной функции, рассматриваются условия расположения нулей квадратичной функции относительно заданных точек. На втором этапе (в конце 11 класса) рассматриваются трансцендентные уравнения и неравенства.
- третий тип задач с параметрами (задачи, решаемые графически на плоскости с помощью параллельного переноса, поворота, растяжения и сжатия) начинают изучаться в 10 классе в рамках темы «Графики функций» после изучения преобразований графиков, что закономерно. Применение преобразований графиков функций к решению задач с параметрами знакомит учащихся с очень мощным методом решения таких задач, в процессе применения данного подхода они лучше усваивают тему «Графики функций», отчетливее видят связь алгебры и геометрии. В процессе изучения темы «Исследование функций и построение их графиков» каждую задачу на построение графика функции можно дополнять вопросами на исследование уравнения (неравенства) вида, что не займет много времени, но будет способствовать более глубокому усвоению свойств функций. В 11 классе данный тип задач с параметрами изучается сразу после темы «Дифференцирование показательной и логарифмической функций».
- четвертый тип задач (координатно-параметрический способ решения задач с параметрами) знакомит учащихся с другим подходом – параметр, как переменная равноправная с неизвестной на плоскости. При решении неравенств учащиеся знакомятся с обобщением метода интервалов – методом областей. В 10 классе данный подход применяется для решения рациональных уравнений, неравенств и систем, в 11 классе к остальным их видам. В 11 классе при решении логарифмических и показательных неравенств с параметрами полезно познакомить учащихся с декомпозиционным подходом.
- пятый тип задач, с точки зрения автора, относится к повышенному уровню сложности и на уроках может рассматриваться лишь при соответствующем подборе учащихся. Хотя с применением свойства четности функции к исследованию уравнений, в которых выдвигается требование единственности решения можно познакомить всех учащихся.
- В предложенной схеме типовые задачи распределяются по темам не по внешним признакам (рациональные, иррациональные, тригонометрические и др. уравнения и неравенства), а в зависимости от методов их решения, что, на взгляд автора опыта, более эффективно.
В результате встраивания предложенной программы в действующую программу по математике, тема «Задачи с параметрами» проходит через весь курс алгебра и математического анализа единой содержательной линией.
|
IY.Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
| Сборник распространен на муниципальном уровне
|
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Мурина Ирина Николаевна, доцент, к.п.н. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
|
Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 307
Тел.: 8(4852) 32-18-55