Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Сюртукова Екатерина Юрьевна | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 г. Ярославля 150020, г. Ярославль, ул. Алмазная, д. 3б. | Педагог-психолог |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Система работы с детьми старшего дошкольного возраста, склонными к агрессивным формам поведения. |
2. Источник изменений | Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя и воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения, его видах и последствиях, но при этом, недостаточно литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения, особенно у детей дошкольного возраста. Возникает необходимость более детального изучения проблемы и создания системы работы с педагогами и родителями детей, склонных к агрессивным формам поведения. |
3. Идея изменений | Снижение и профилактике развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста через организацию целостного системного подхода к данной проблеме. |
4. Концепция изменений | Успех работы по снижению детской агрессивности во многом зависит от всех участников образовательного процесса. Педагогом-психологом создана система коррекционной работы, способствующая снижению и профилактике развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста, состоящая из последовательных этапов: 1. Диагностический этап. 2. Этап формирования коррекционной группы. 3. Коррекционно-развивающий этап. 4. Заключительный этап. |
5. Условия реализации изменений | Программы для работы с агрессивными детьми. |
6. Результат изменений | 1. Значительно снижен уровень агрессивности дошкольников, включенных в коррекционную работу. 2. Повышена психолого-педагогическая грамотность родителей и педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными детьми. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей. На этапе диагностики уровня агрессивности личности дошкольника применялись следующие методики: 1. Опросник для родителей А.А. Романова «Ребенок глазами взрослого». 2. Анкета для воспитателей «Признаки агрессивности» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. 3. Проективный рисунок «Несуществующее животное» по методике А.И. Фурманова. По итогам диагностики сформировалось 3 группы детей от низкого до высокого уровня агрессивности. В коррекционную группу были включены дети, имеющие средний или высокий уровни. Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в трех направлениях: с родителями, с детьми и с педагогами. Работа с родителями осуществлялась в двух формах: индивидуальные консультации и групповые семинары-практикумы. Коррекционная работа с детьми проводилась в виде еженедельных групповых занятий, рассчитанных на 30 минут. Программа занятий скомбинирована из программ А.В. Ухановой, С.В. Лесиной, Т.П. Смирновой и др. Для проведения коррекционно-развивающих занятий педагогом создана картотека игр, включающая игры на саморегуляцию, на релаксацию, на развитие коммуникативных навыков, на снятие психоэмоционального напряжения, картотека сказок, применяемых в работе с агрессивными детьми. Работа с педагогами осуществлялась в следующих направлениях: - рекомендации по подбору художественной литературы, по подбору игр, по профилактике развития агрессивности в детском коллективе; - тематические семинары-практикумы, касающиеся особенностей взаимодействия с агрессивными детьми. На последнем этапе проводилась повторная диагностика уровня агрессивности детей, принявших участие в коррекционно-развивающей работе. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного конкурса «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», 2012 год. |
Перечень материалов, входящих в архив: