Система работы по формированию текстовых умений на основе темы «Текст»

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Система работы по формированию текстовых умений на основе темы «Текст»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Колгурина Юлия Викторовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени 63-го Угличского пехотного полка г. Углича
152612, Ярославская обл., г. Углич, Ленинское шоссе, д. 1а.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Система работы по формированию текстовых умений на основе темы «Текст».
2. Источник изменений Проект новых образовательных стандартов по русскому языку повышает внимание к развитию связной речи на основе текстоведческих сведений, уточняет перечень текстовых умений. В связи с этим возникает необходимость соотнесения требований нового образовательного стандарта с той системой работы по теме «Текст», которая сложилась в последнее десятилетие – в частности, при изучении курса русского языка по учебнику Т.Г. Рамзаевой.
3. Идея изменений Развитие связной письменной речи через систему работы по освоению текстоведческих понятий и формирование соответствующих текстовых умений.
4. Концепция изменений Обучение созданию текста предполагает формирование определённой системы текстовых умений.
Анализ ФГОС показал, что образовательная программа по развитию речи по учебникам Т.Г. Рамзаевой соответствует содержанию ФГОС второго поколения. Учитель дополнил учебник разнообразными упражнениями, направлеными на формирование текстовых умений, в том числе с применением ИКТ и метода проектов, а так же разработал методическое обеспечение курса развития связной речи на основе темы «Текст» по учебнику Т.Г. Рамзаевой в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
5. Условия реализации изменений Владение учителем ИКТ.
6. Результат изменений Повышение качествах письменных работ обучающихся.
Участие и победы учащихся в муниципальных конкурсах сочинений.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Работа состоит из двух частей. В первой части раскрыты теоретические основы изучения темы «Текст», освещён психолого-педагогический и методический подход к изучению темы. Дан анализ построения учебного процесса по развитию речи на основе темы текст по учебникам Т.Г. Рамзаевой в соответствии с содержанием ФГОС второго поколения по освоению младшими школьниками текстовых сведений и умений.
Во второй части представлены основные типы уроков по изучению темы «Текст», определены структурные компоненты, описано их содержание, предложен дидактический материал. В качестве методического обеспечения системы работы по теме «Текст» составлено тематическое планирование. В каждом уроке определена основная цель, виды упражнений, конкретный дидактический материал в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта; приведено содержание и результаты опытной работы.
В качестве методического обеспечения системы работы по освоению текстоведческих понятий и формированию соответствующих текстовых умений учителем составлено тематически – поурочное планирование для второго класса – 32 урока, для третьего класса – 53 урока, для 4 класса – 48 уроков. В совокупности тематически – поурочное планирование составило 133 урока. В каждом уроке была определена основная цель, виды упражнений, конкретный дидактический материал.
Учителем определёны основные типы уроков по изучению темы «Текст»:
  1. Урок введения текстоведческого понятия.
  2. Урок по формированию текстовых умений с опорой на соответствующее вводимое текстоведческое понятие.
  3. Урок творческой работы по созданию текста (изложение с творческим дополнением, сочинение).
  4. Урок анализа творческой работы, упражнения в редактировании текстов.
  5. Урок контроля.

Кроме того, разработаны основные структурные компоненты уроков, описано их содержание, предложен дидактический материал. Представлены методические образцы уроков с учётом особенностей их проведения во 2, 3, 4 классах.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО каб. 418.

Личные инструменты