Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – РТВ

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Здесь указать полное название материала

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Румянцева Елена Николаевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №144 г. Ярославля

150029, г. Ярославль, ул. Закгейма, д. 7а

Учитель - логопед
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – РТВ
2. Источник изменений Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Статистика речевых нарушений свидетельствует о том, что число детей с речевой патологией ОНР (общее недоразвитие речи) выросло до 40-50% от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Идея изменений Использование развивающей технологии ТРИЗ – РТВ (ТРИЗ - теории решения изобретательских задач; РТВ – развитие творческого воображения) в рамках программы коррекционного воспитания и обучения. Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки педагогам инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
4. Концепция изменений Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов: круги Луллия, «мозговой штурм», МФО, метод синектики, фантастическая аналогия, личная аналогия или эмпатия, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, оператор РВС, игра «Да – нет», типовые приемы фантазирования, работа с противоречиями, обучение составлению сказок, загадок, сравнений, «Картинка без запинки». Использование методов ТРИЗ – РТВ позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.

Эти методы в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями дают несомненные преимущества: активизируют познавательную деятельность детей; создают мотивационные установки на проявление творчества; создают условия для развития образной стороны речи детей; повышают эффективность овладения всеми языковыми средствами родного языка; формируют осознанность в построении лексико- грамматических конструкций; развивают гибкость аналитико- синтетических операций в мыслительной деятельности; совершенствуют коррекционную работу по дальнейшему развитию навыков связной речи у детей с ОНР.

5. Условия реализации изменений Владение учителем-логопедом и родителями методами ТРИЗ – РТВ.
6. Результат изменений Высокие результаты по развитию связной речи и творческого воображения.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью своевременного и качественного развития и совершенствования навыка связной речи у детей с ОНР.

Цель творческой работы: показать эффективность использования методов и приемов ТРИЗ – РТВ для развития связной речи детей с ОНР III уровня речевого развития. С учетом поставленной цели определяются следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы развития связной речи детей с ОНР III уровня речевого развития.
  2. Раскрыть особенности связной речи детей с ОНР III уровня речевого развития.
  3. Провести обследование детей логопедической группы на предмет выявления уровня развития навыка связной речи и творческого воображения.
  4. Разработать перспективное планирование работы по формированию связной речи и творческого воображения.
  5. Разработать конспекты занятий по формированию связной речи и творческого воображения.
  6. Изготовить дидактические пособия для занятий.
  7. Провести апробацию данной методики.
  8. Провести обследование детей после проведенной работы и доказать эффективное использование методов и приемов ТРИЗ – РТВ для развития навыка связной и речи и творческого воображения.

Процесс развития связной речи и творческого воображения средствами ТРИЗ-РТВ имеет стойкую положительную динамику. Практическая значимость данной творческой работы состоит в том, что на основе анализа специальной литературы разработана система занятий, направленных на развитие навыка связной речи в сочетании с развитием творческого воображения у детей с ОНР. Данная работа была апробирована в МДОУ детских садах компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи № 67 и комбинированного вида №144 г. Ярославля с детьми старшей логопедической группы, имеющими ОНР III уровень речевого развития.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия регионального конкурса "Лучший воспитатель дошкольного учреждения" – 2010 под председательством Груздева М.В.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Опыт работы
Личные инструменты