Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Бахтурина Наталия Николаевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 10 г. Ярославля
150052, г.Ярославль, Ленинградский проспект, д. 63 б.
Учитель-логопед
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии.
2. Источник изменений В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с паталогией речевого развития. Поэтому в системе образования, в т.ч. в коррекционной педагогике одним из важных направлений является работа по развитию просодической стороны речи.
3. Идея изменений Становление коммуникативной компетентности и повышение эффективности речевого общения через развитие просодических компонентов речи детей дошкольного возраста.
4. Концепция изменений Для формирования устойчивых положительных результатов по по развитию просодической стороны речи учителем-логопедом создана системы работы, состоящая из следующих компонентов:
  • диагностика с использованием методических приемов,
  • создание предметно-развивающей среды,
  • непосредственно коррекционная логопедическая работа,
  • взаимодействие с педагогами,
  • взаимодействие с семьей..
5. Условия реализации изменений Наличие дидактических материалов.
6. Результат изменений Повышение эффективности преодоления стертой дизартрии, создание благоприятных предпосылок для формирования культуры речи детей и их успешного обучения в школе.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Данная система работы является важным звеном в общей коррекционно-развивающей работе.
На этапе диагностики учителем-логопедом используется инструментарий для оценки состояния:
- акустических характеристик речи,
- мелодико-интонационного оформления речи.
Предметно-развивающая среда представлена набором схем-моделей, картотекой дидактических игр, уголком театрализованной деятельности, игровыми центрами и др.
Коррекционно-логопедическая работа по развитию просодической стороны речи проводится на индивидуальных, подгрупповых занятиях систематически и в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).
2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:
3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:
5. Развитие дифференциации различных видов интонации.
Через созданную систему дети учатся внешним проявлениям эмоциональных состояний в мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и "вокальной мимике" (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме).
Работа с педагогами обеспечивает непрерывность процесса развития интонационной выразительности речи у детей и осуществляется через цикл семинаров-практикумов, индивидуальных консультаций, интеграции деятельности со всеми специалистами детского сада.
С целью приобщения родителей к формированию коммуникативных навыков ребенка учитель-логопед использует эффективные формы работы: открытые занятия, индивидуальные консультации, родительские собрания, «Мамина школа», консультационный пункт по повышению педагогической грамотности родителей, дистанционное консультирование.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного конкурса «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», 2012 год.

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
Личные инструменты