Развитие навыков исследовательского поведения младших школьников на уроках курса «Окружающий мир»

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Развитие навыков исследовательского поведения младших школьников на уроках курса «Окружающий мир»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Каретникова Светлана Александровна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 г. Рыбинска.
1152900 Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Куйбышева, д. 26.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие навыков исследовательского поведения младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
2. Источник изменений Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного, востребованного обществом качества образования. В последнее время как противовес репродуктивному обучению активно стало возрождаться и развиваться такое направление образовательной технологии, как учебно-исследовательская деятельность школьников.
3. Идея изменений Развитие навыков исследовательского поведения младших школьников через использование исследовательской практики объектов живой и неживой природы.
4. Концепция изменений Развитие у учащихся навыков исследовательского поведения возможно как через урок, так и через внеклассную деятельность. Учебный курс «Окружающий мир», содержит огромный потенциал для организации исследовательской практики младших школьников. Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, а содержание и методический аппарат данного курса максимально способствуют развитию у детей навыков исследовательского поведения.
Учителем разработано тематическое планирование, в которое включены методические приёмы, способствующие повышению эффективности работы по организации исследовательской практики младших школьников на уроках курса «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. и Калиновой Г.С.
5. Условия реализации изменений
6. Результат изменений Позитивная динамика и стабильный общий показатель уровня развития личности младших школьников.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
В данной методической разработке представлена система работы по развитию навыков исследовательского поведения младших школьников на уроках курса «Окружающий мир» в образовательной модели «Начальная школа ХХI века» Виноградовой Н.Ф.
В 1 классе учитель проводит пропедевтическую работу по развитию навыков исследовательского поведения:
  • Проблемное, частично – поисковое обучение под руководством учителя.
  • Урок – исследование (постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам, выводы делаются с помощью учителя).
  • Кратковременные исследования – наблюдения с описанием под руководством учителя.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Знакомство с теоретическими понятиями (исследование, информация, знание, методы исследования и др.).
  • Осуществление коллективных исследований по определённому плану по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями.

Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов школьной программы.
На уроках используются проблемные и поисковые методы, продолжается знакомство с терминологией и некоторыми понятиями, методами исследования, работа со словарями и другими источниками информации. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. Возможна подготовка самостоятельного исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся под руководством учителя и с помощью родителей.
В 3 и 4 классах:

  • Продолжается работа по знакомству с теорией исследования, методами исследования.
  • Проводятся коллективные исследования на заданную тему.
  • Возможно осуществление учащимися самостоятельных долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений (поиск информации, выделение главного, формулирование определений, проведение простейших опытов, наблюдений, составление докладов).
    К четвёртому классу учащиеся могут с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план, определять одну – две задачи, находить информацию, представлять доклад с показом.
    План организации исследовательской практики детей в третьем и четвёртом классах представлен в приложении.
    Таким образом, организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
    Данные упражнения ориентированы на развитие умений: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, экспериментировать, давать определения понятиям. Применение данных методов и приёмов на уроках курса «Окружающий мир» способствует формированию основных умений и навыков, необходимых младшим школьникам в решении исследовательских задач.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Зайцева Наталия Владимировна, доцент кафедры дошкольного и начального образования образования ГОАУ ЯО ИРО.


Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.

Личные инструменты