Рабочая программа по курсу «Истоки» (дополнительная образовательная программа для начальной школы)

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Рабочая программа по курсу «Истоки» (дополнительная образовательная программа для начальной школы)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Федосеева Галина Вальтеровна Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л. Кекина г. Ростова

152150, Ярославская область, г. Ростов, ул. Моравского, д. 6

Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Рабочая программа по курсу «Истоки» (дополнительная образовательная программа для начальной школы)
2. Источник изменений В программе воспитания и обучения детей, которая сейчас достаточно широко используется в начальной школе, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Дополнительный курс «Истоки» восполняет этот пробел и способствует приобщению детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Мы считаем необходимым сначала дать обучающимся специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к истокам народной культуры является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
3. Идея изменений Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы. Осуществлять присоединение от семьи к начальной школе и дополнительному образованию. Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развивать межпредметные связи.

Данная программа основана на инструктивном подходе к детям, где педагог играет роль соавтора.

4. Концепция изменений Программа состоит из отдельных модулей, где каждый модуль отдельно законченная программа, со своей целью, задачами, ожидаемыми результатами. Это позволяет педагогу произвольно выбирать, в какой последовательности он будет излагать материал воспитанникам.

Приоритетными направлениями в содержании программы выступают: широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы), знакомство с народными праздниками и традициями, исследовательская работа (создание изделий, выполненных своими руками, а также создание презентаций), взаимодействие с родителями. Занятия проводятся в непринужденной обстановке, атмосфере творческого взаимодействия. Особенностью данной программы является поэтапное изучение модулей, друг за другом, где следующий модуль являются продолжением предыдущего.

5. Условия реализации изменений Мотивированность педагога. Организационно-методические ресурсы.
6. Результат изменений Расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях. Овладение навыками культуры труда. Формирование культурологической компетентности у детей. Приобщение ребенка к истокам родной культуры.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Сложность проблематики изучаемых в начальных классах курсов обосновывает создание дополнительного курса «Истоки», цель которого состоит в расширении общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далеком и недалеком прошлом, о социальном начале человека. О его становлении и развитии с опорой на опыт предков и уроки прошлого.

В программу «Истоки» включены следующие модули:

  1. Азбука истоков. Золотое сердечко.
  2. Родной очаг
  3. Мир Веры, Надежды, Любви и Софии
  4. Традиции Отечества
  5. «Я – моя страна – мой мир»
  6. «Мое настоящее и мое далекое прошлое»
  7. «Экскурсионное краеведение»

Данная программа имеет следующую особенность: модули изучаются поэтапно, друг за другом и являются продолжением предыдущего. Существует несколько принципов работы по модулям:

  • Каждый модуль отдельно законченная программа, со своей целью, задачами, ожидаемыми результатами.
  • Модуль, рассчитан на 36 часов и должен быть изучен за 36 недель.

Принцип работы программы:
1 год обучения - изучается 4 образовательных модуля и один воспитательный;
2 год обучения - 5 образовательных модулей;
3 год обучения - 6 образовательных модулей.

Работа по модулям в данной программе придерживается следующего правила: с помощью анкетирования учащихся педагог произвольно выбирает, в какой последовательности он будет излагать материал воспитанникам, но количество изученных модулей за год не должно превышать 3-4 в первом и во втором классах и 2-3 в третьем и четвертом классах.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия регионального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" в 2010 году под председательством Назаровой И.Г.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Программа
Личные инструменты