Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Федосеева Галина Вальтеровна | Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А.Л. Кекина г. Ростова
152150, Ярославская область, г. Ростов, ул. Моравского, д. 6 | Учитель начальных классов |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Рабочая программа по курсу «Истоки» (дополнительная образовательная программа для начальной школы) |
2. Источник изменений | В программе воспитания и обучения детей, которая сейчас достаточно широко используется в начальной школе, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Дополнительный курс «Истоки» восполняет этот пробел и способствует приобщению детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Мы считаем необходимым сначала дать обучающимся специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к истокам народной культуры является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. |
3. Идея изменений | Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы. Осуществлять присоединение от семьи к начальной школе и дополнительному образованию. Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развивать межпредметные связи.
Данная программа основана на инструктивном подходе к детям, где педагог играет роль соавтора. |
4. Концепция изменений | Программа состоит из отдельных модулей, где каждый модуль отдельно законченная программа, со своей целью, задачами, ожидаемыми результатами. Это позволяет педагогу произвольно выбирать, в какой последовательности он будет излагать материал воспитанникам.
Приоритетными направлениями в содержании программы выступают: широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы), знакомство с народными праздниками и традициями, исследовательская работа (создание изделий, выполненных своими руками, а также создание презентаций), взаимодействие с родителями. Занятия проводятся в непринужденной обстановке, атмосфере творческого взаимодействия. Особенностью данной программы является поэтапное изучение модулей, друг за другом, где следующий модуль являются продолжением предыдущего. |
5. Условия реализации изменений | Мотивированность педагога. Организационно-методические ресурсы. |
6. Результат изменений | Расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях. Овладение навыками культуры труда. Формирование культурологической компетентности у детей. Приобщение ребенка к истокам родной культуры. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Сложность проблематики изучаемых в начальных классах курсов обосновывает создание дополнительного курса «Истоки», цель которого состоит в расширении общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далеком и недалеком прошлом, о социальном начале человека. О его становлении и развитии с опорой на опыт предков и уроки прошлого.
В программу «Истоки» включены следующие модули:
Данная программа имеет следующую особенность: модули изучаются поэтапно, друг за другом и являются продолжением предыдущего. Существует несколько принципов работы по модулям:
Принцип работы программы: Работа по модулям в данной программе придерживается следующего правила: с помощью анкетирования учащихся педагог произвольно выбирает, в какой последовательности он будет излагать материал воспитанникам, но количество изученных модулей за год не должно превышать 3-4 в первом и во втором классах и 2-3 в третьем и четвертом классах. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия регионального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" в 2010 году под председательством Назаровой И.Г. |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: