Особенности рабочей тетради по биологии для учащихся 6-х специальных коррекционных классов VII вида

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Особенности рабочей тетради по биологии для учащихся 6-х специальных коррекционных классов VII вида

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Климова Наталия Алексеевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 г. Ярославля
150054, г. Ярославль, ул. Угличская, д. 27.
Учитель биологии
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Особенности рабочей тетради по биологии для учащихся 6-х специальных коррекционных классов VII вида.
2. Источник изменений Структура и содержание образования в коррекционных классах имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации учебного процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику преподавания различных школьных предметов в данных классах, в том числе биологии.
3. Идея изменений Повышение качества образования через использование методических и дидактических пособий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития.
4. Концепция изменений Анализ школьной практики показывает, что в условиях общеобразовательной школы учащиеся, имеющие отклонения в развитии и поведении, испытывающие трудности в освоении школьных учебных дисциплин, обучаются теми же методами что и другие дети, по тем же методическим и дидактическим пособиям, т. к. в настоящее время не достаточно разработаны вопросы методики обучения различных учебных предметов, в том числе биологии, в специальных коррекционных классах, практически отсутствуют методические и дидактические пособия. Учителем разработана и апробирована рабочая тетрадь по биологии для учащихся 6-х специальных коррекционных классов VII вида.
5. Условия реализации изменений Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 6-х специальных коррекционных классов VII вида.
6. Результат изменений Учебные результаты у учащихся экспериментального класса по сравнению с учащимися контрольного класса выше. Кроме того, у учащихся экспериментального класса преобладают внутренние мотивы, что, по мнению психологов, определяет устойчивость учебной мотивации, стойкое положительное отношение учащихся к урокам биологии. Успешность учащихся при использовании на уроке рабочей тетради значительно выше.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Рабочая тетрадь составлялась для школьного раздела «Биология. Живой организм. 6 класс» УМК линии Н.И. Сонина. Тетрадь оформлена в ярких тонах, содержит большое число цветных изображений и схем, задания с минимальным количеством текста, что создает у учащихся приподнятое настроение, желание работать с ней.
Тетрадь дает возможность постепенно усложнять учебный материал, подавать его малыми дозами. Материал отдельных уроков размещен на отдельных листах. Опыт работы в специальных коррекционных классах показал, что, работая с тетрадью, никогда не стоит выдавать ее всю сразу, так как дети с ЗПР не могут работать поэтапно и организованно, поэтому на каждый урок выдается свой лист. Иногда (когда особенно много ярких рисунков в заданиях) целесообразно разрезать лист на отдельные задания – карточки. Все это позволяет работать учащимся поэтапно, не забегая вперед, не охватывая весь материал полностью.
Задания из рабочей тетради на каждом уроке усложняются постепенно. Первые задания более простые. Много заданий, которые рекомендуется выполнять с помощью учебника. Эти задания доступны всем учащимся 6 класса.
Структура тетради помогает создать ситуацию успеха, право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись. Задания по типу «Собери мозаику» выполняются вначале без наклеивания элементов. Когда картинка будет сложена полностью, ребенок увидит свою ошибку, сможет легко ее исправить, и только после этого произвести наклеивание.
Многие задания требуют выполнить рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.
В рабочей тетради достаточно игровых заданий. Например, задания по конструированию объектов живой природы. Подобные задания воспринимаются учащимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Задание типа «Собери мозаику» учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.
Задание «Засели природное сообщество обитателями животного мира» ─ дидактическая игра, направленная на выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Задание «Напиши письмо материнскому растению от зародыша семени» носит творческий характер. Учащиеся должны активизировать свои знания об условиях прорастания семян и использовать их в новых условиях. Кроме того, это задание учащиеся выполняют в составе малых групп).
Материал каждого урока в рабочей тетради подобран в соответствии с принципом частого переключения с одного вида деятельности на другой. Это и работа с учебником, заполнение схем, рисунки, работа с приложениями.
Достаточное число заданий в тетради имеют практическую направленность.
В рабочую тетрадь включены задания с опорой на образец. Это задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. Вначале разбирается материал по учебнику, а затем задания выполняются в тетради. При этом, чтобы не снизить познавательную мотивацию, рисунки учебника и тетради отличаются.
В рабочей тетради, кроме конкретных заданий, есть задания с абстрактными формулировками. Например, задания «Какой процесс изображен на рисунке» выполнить не просто, так как рисунки не содержат прямого ответа на этот вопрос. Возможны различные варианты ответов.
В рабочей тетради мало печатного текста, много символов – условных обозначений. Учащимся не приходится долго читать задания.
Развитию мелкой моторики учащихся помогает работа с приложениями: они вырезают мелкие объекты, наклеивают их. Так же эта работа помогает воспитывать усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, развивает восприятие. Кроме того, работа с приложениями повышает интерес учащихся как к работе в тетради, так и к уроку биологии в целом.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Червякова Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры специальной коррекционной педагогики ГОАУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в Информационно методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб.418.

Личные инструменты