Опыт работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в рамках предмета биологии

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Опыт работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в рамках предмета биологии

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Гроздилова Юлия Владимировна Муниципальное образовательное учреждение Пречистенская средняя общеобразовательная школа Первомайского МР
152430, Ярославская область, Первомайский район, пос. Пречистое, ул. Ярославская, д. 86а.
Учитель-логопед
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Опыт работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в рамках предмета биологии.
2. Источник изменений В связи с модернизацией российского образования, введением ФГОС второго поколения перед учителями ставятся цели, ориентирующие его на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагающие смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Поэтому, учителю в своей работе необходимо использовать технологии формирующие ключевые компетентности обучающихся, которые направлены не на информированность ученика, а на формирование умений решать проблемы, возникающие в различных ситуациях.
3. Идея изменений Формирование ключевых компетенций обучающихся через современные технологии организации учебно-познавательного процесса.
4. Концепция изменений На уроках биологии учитель применяет подходы и методы работы, при которых происходит изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и конструирующего для этого способы действий:
• развивающее обучение,
• проблемное обучение,
• метод проектов,
• информационно-коммуникационная технология,
• технология контрольно-оценочная деятельность.
5. Условия реализации изменений Личная заинтересованность педагога.
6. Результат изменений При анализе выполнения заданий ЕГЭ различного уровня, обучающиеся хорошо справляются с заданиями части В и заданиями части С, направленными на применение знаний в нестандартной ситуации.
Результаты участия детей в муниципальном и региональном этапах всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии доказывают высокий уровень сформированности учебно-познавательной компетенции.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
В преподавании биологии учитель ставит перед собой задачи, направленные на формирование, в первую очередь, следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и компетенций личностного самосовершенствования.
Учитель организует учебный процесс, основанный на технологии развивающего обучения с использованием большого разнообразия методов: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый (эврестический), исследовательский, метод контроля и самооценки, самостоятельная познавательная деятельность, которые позволяют развивать в ребёнке, в первую очередь, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные ключевые компетенции. Ведущая роль в решении учебных задач отводится коллективно-распределительной форме работы, самостоятельной работе с информацией, моделированию, выполнению практических работ, исследований.
Для формирования умения ориентироваться в большом потоке информации, выделять главное и второстепенное, самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию учитель применяет такую форму работы как мультимедийная презентация. Она позволяет перерабатывать и представлять материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Для реализации компетентностного подхода в своей педагогической деятельности учитель использует метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Для анализа проблемных точек в усвоении материала, учитель совмещает отметочную систему с содержательным оцениванием. Количественные показатели переводятся не только в отметку, но и трансформируются в процент справляемости с работой для её качественного оценивания. Это позволяет перейти от контроля и оценки результатов обучения к контролю и оценке индивидуального прогресса школьников в его динамике от 5-го к 11-му классу в рамках мониторинга качества образования. Особое внимание учитель уделяет формированию внутренней содержательной самооценки учеником своей учебной деятельности, т.к. это способствует раскрытию школьнику смысла, цели образования.
Использование технологий формирующих ключевые компетентности в образовании способствует развитию умений решать проблемы, возникающие в различных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении и т.д.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2011 году.

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
Личные инструменты