Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Бахтурина Наталия Николаевна | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 10 г. Ярославля 150052, г.Ярославль, Ленинградский проспект, д. 63 б. | Учитель-логопед |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих стертую форму дизартрии. |
2. Источник изменений | В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с паталогией речевого развития. Поэтому в системе образования, в т.ч. в коррекционной педагогике одним из важных направлений является работа по развитию просодической стороны речи. |
3. Идея изменений | Становление коммуникативной компетентности и повышение эффективности речевого общения через развитие просодических компонентов речи детей дошкольного возраста. |
4. Концепция изменений | Для формирования устойчивых положительных результатов по по развитию просодической стороны речи учителем-логопедом создана системы работы, состоящая из следующих компонентов:
|
5. Условия реализации изменений | Наличие дидактических материалов. |
6. Результат изменений | Повышение эффективности преодоления стертой дизартрии, создание благоприятных предпосылок для формирования культуры речи детей и их успешного обучения в школе. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Данная система работы является важным звеном в общей коррекционно-развивающей работе. На этапе диагностики учителем-логопедом используется инструментарий для оценки состояния: - акустических характеристик речи, - мелодико-интонационного оформления речи. Предметно-развивающая среда представлена набором схем-моделей, картотекой дидактических игр, уголком театрализованной деятельности, игровыми центрами и др. Коррекционно-логопедическая работа по развитию просодической стороны речи проводится на индивидуальных, подгрупповых занятиях систематически и в определенной последовательности: 1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). 2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа: 3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа: 4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа: 5. Развитие дифференциации различных видов интонации. Через созданную систему дети учатся внешним проявлениям эмоциональных состояний в мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и "вокальной мимике" (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме). Работа с педагогами обеспечивает непрерывность процесса развития интонационной выразительности речи у детей и осуществляется через цикл семинаров-практикумов, индивидуальных консультаций, интеграции деятельности со всеми специалистами детского сада. С целью приобщения родителей к формированию коммуникативных навыков ребенка учитель-логопед использует эффективные формы работы: открытые занятия, индивидуальные консультации, родительские собрания, «Мамина школа», консультационный пункт по повышению педагогической грамотности родителей, дистанционное консультирование. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного конкурса «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», 2012 год. |
Перечень материалов, входящих в архив: