Методическая разработка курса по выбору для предпрофильной подготовки «В профессию – через творчество!»

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Методическая разработка курса по выбору для предпрофильной подготовки «В профессию – через творчество!»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Курочкина Светлана Владимировна Муниципальное образовательное учреждение Семибратовская средняя общеобразовательная школа Ростовского МР
152101, Ярославская обл., Ростовский район, п. Семибратово, ул. Окружная, д. 5.
Учитель истории, обществознания и мировой художественной культуры
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Методическая разработка курса по выбору для предпрофильной подготовки «В профессию – через творчество!».
2. Источник изменений В последнее время Российская историческая наука претерпела множество изменений, в результате которых произошла перестройка сложившихся концепций советской историографии и устоявшихся традиций, державших Российскую науку многие десятилетия в жёстких рамках. Это позитивный шаг в исторической науке. Но вместе с тем, вызывают тревогу изменения в обществе, связанные с влиянием на неокрепшие молодые умы бездушной и зачастую некачественной продукции культуры американского образца. В то же время богатейшие духовные и культурные ценности русского народа с его многовековой историей зачастую остаются без должного внимания. Поэтому сейчас, когда Россия начинает возвращаться к своим истокам и культурным традициям, необходимо показать учащимся, что накопленный десятками поколений русских людей опыт, их взгляд на мир, нравственные и духовные ценности, нашли наиболее яркое воплощение в произведениях материальной и духовной культуры изучаемого периода.
3. Идея изменений Расширение знаний, определение своих склонностей, способностей, профессиональных предпочтений при освоении курсов по выбору.
4. Концепция изменений Учителем разработана программа курса по выбору для предпрофильной подготовки «В профессию – через творчество!». В центре внимания изучения художественной культуры находится человек - творец, рассматриваются особенности профессии архитектора, живописца, скульптора, ювелира.
Основу содержания изучаемого материала составляют памятники искусства - архитектурные сооружения, иконы, предметы быта и прикладного творчества. Курс отличается строгой гуманитарной ориентированностью.
5. Условия реализации изменений Наличие программы курса, дидактические материалы.
6. Результат изменений Увеличение числа выпускников, успешно сдавших экзамен по предмету и поступивших в гуманитарные учебные заведения.
Курс остаётся востребованным.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Предлагаемая программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение истории русской культуры является расширением общего историко-обществоведческого образования, в частности по основам традиционно русской культуры. Программа рассчитана на 10 часов.
Цели курса:
  • формирование ориентации на непреходящие духовно- нравственные ценности русской культуры;
  • формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;
  • сформировать и закрепить мотивацию выбора гуманитарных предметов.

Задачи курса:

  • Способствовать интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающей формирование исторического сознания и патриотического воспитания.
  • Способствовать подготовке учащихся к получению в дальнейшем среднего и высшего профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям и направлениям, а так же художественно – архитектурным, включающим знания о русской духовной и материальной культуре – искусстве, истории, филологии, архитектуре, педагогике и др.
  • Помочь учащимся в определении сферы личной успешности.
  • Развить способности к рефлексии и совершению осознанного выбора.
  • Развитие исторического мышления и формирование у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития.

Занятия по данному курсу проводится 1 раз в неделю с обязательным творческим домашним заданием. Занятие включает не только сообщения учителя, но и фрагменты источников, иллюстраций, помогающие восстановить образ эпохи, проблемные вопросы, творческие задания. Курс предоставляет учащимся возможности для самостоятельной работы: по ряду тем им можно поручить подготовку сообщений, рефератов, докладов, кроссвордов, презентаций, рисунков . Элективный курс имеет более узкую специфическую тематику, чем курс истории Отечества. Так как учебные пособия по данному курсу отсутствуют, обязательной становится работа с тетрадью и словарём терминов и дат. В целях экономии времени на занятиях, подготовить раздаточный материал (анкеты, форма таблицы, список тем для творческих работ на выбор).
Элективный курс оценивается в специальном журнале, по нему проводится текущий и промежуточный контроль знаний, а так же итоговый зачет, ученикам выдаётся зачётный лист.
Особенность данного курса отражена в самом его названии «В профессию через творчество!», что означает не только самоопределение учащихся посредством знакомства с творчеством великих мастеров прошлого, но и подразумевает самостоятельную творческую работу на занятиях и дома по освоению курса. Причём в многообразии форм этой работы заложен результат успешности, так как ученики самостоятельно на первом занятии выбирают понравившуюся тему и форму её представления, от самых простых до сложных электронных презентаций, каждый с учётом индивидуальных способностей и возможностей.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Юрьева Татьяна Владимировна, доктор культурологи профессор кафедры журналистики и культурологи ЯГПУ ими К.Д. Ушинского, телефон: 8(905)1309681

7z архив с материалами

Материалы находятся в образовательном учреждении.

Личные инструменты