Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Сакулина Марина Фёдоровна | Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения и диагностики детей и подростков «Гармония» г. Углича
152613, Ярославская область, г. Углич, ул. Зины Золотовой, д. 42 | Учитель основ здорового образа жизни |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Комплексный подход в коррекции психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода БОС |
2. Источник изменений | В настоящее время большое внимание уделяется вопросам немедикаментозного лечения и профилактики. Систематическое применение оздоровительных методик актуально для реабилитации и профилактики заболеваний у детей. Данный подход используется в работе над проблемами организации правильного, оздоровительного дыхания, регуляции мышечного тонуса, снятия моторной расторможенности, оптимизации эмоциональных процессов у детей и подростков. |
3. Идея изменений | Основная идея – за счёт оптимизации функционального состояния создать благоприятные условия для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека и практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.
К методу БОС, который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна», были добавлены приёмы, которые позволили оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. |
4. Концепция изменений | Комплексное использование метода биологической обратной связи (посредством приборов функционального биоуправления) и других методов саморегуляции: дыхательные техники, приёмы арт-терапии , телесно-ориентированной терапии, релаксационные техники и сенсорной интеграции позволяет более эффективно проводить коррекционную работу. Программа позволяет: - активно привлекать родителей к участию в процессе коррекции. Совместное выполнение домашних упражнений с ребенком положительно отражается как на результатах коррекции, так и на взаимоотношениях в семье; - повысить эффективность работы логопедов и психологов по проведению коррекционных занятий с ребенком; - формировать у ребенка навыки самоконтроля, возможности управлять стрессом, закладывая основы положительного самосознания, т.е. те качества, которые ведут к психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции за более короткий срок. В случае комплексного подхода появляется возможность освободить время для автоматизации полученного навыка саморегуляции. |
5. Условия реализации изменений | С 2000 года на базе ПМСС - Центра «Гармония» реализуется программа «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция). В 2005-2006 учебном году в дополнение к уже имеющейся программе «ИБИС» была приобретена программа «Волна». В 2007-2008 учебном году к методу БОС, который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна», были добавлены приёмы, которые позволили оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. В настоящее время на базе Центра осуществляется комплексный подход к коррекции психоэмоционального состояния детей с применением метода БОС. |
6. Результат изменений | Использование комплексного подхода к коррекции психоэмоционального состояния детей позволяет более эффективно проводить данную работу, так как положительная динамика наблюдается за гораздо короткий срок, а значит остаётся время для автоматизации и закрепления полученных навыков саморегуляции, что было доказано на практике. Кроме того, комплексный подход к построению занятий позволил расширить возможности в решении проблем, с которыми обращаются родители с детьми и сделать занятия более интересными и увлекательными для ребёнка. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | Статья в «Педагогическом вестнике» №6, 2009 г. |
К методу игрового биоуправления, основанному на биологической обратной связи (БОС), который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна» были добавлены приёмы, которые позволили оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. Одним из таких методов является арт-терапия, как совокупность способов и технологий реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.
На занятиях используются следующие арт-терапевтические методики: «Монотипия», «Мандала», «Коллаж» («Автопортрет», «Моё прошлое, настоящее и будущее», «Образ моего «Я», «Моя семья» и др.), направленная визуализация, приёмы двигательной арт-терапии и др. Диагностика проводится с помощью арт-терапевтических методик: «Кактус» и «Рисунок несуществующего животного». Приёмы телесно-ориентированной терапии так же активно используются в работе. Телесно-ориентированная терапия - это искусство и наука это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Почти на каждом занятии используются приёмы телесно-ориентированной терапии, в частности, упражнения на постизометрическую релаксацию (упр. «Звёздочка», «Струночка», «Кобра», «Травинка на ветру» и др.), которая нормализует гипертонус и гипотонус мышц, позволяет ребёнку найти баланс между напряжением и релаксацией, почувствовать своё тело, найти состояние наибольшего комфорта и запомнить его на уровне «памяти тела» («Театр прикосновений», «Тяни» и др.). С большим интересом и результативностью проходит во время занятия и самомассаж, который осуществляется массажными мячами, валиками и различными массажерами. Данные упражнения позволяют добиться быстрой мышечной релаксации, снятию мышечных зажимов. Сенсорная интеграция одно из наиболее эффективных средств работы с детьми и подростками. В зависимости от формы нарушения, сеансы в сенсорной комнате и комнате двигательной активности направлены на решение следующих задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды и развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, снятие тревоги; уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций, уменьшение проявлений неврозоподобных состояний; создание чувства безопасности, защищённости; возвращение способности ощущать своё тело. Проводятся занятия, на которых используются релаксации и визуализации («Путешествие в подводное царство», «Полёт к звездам», «Сказочная страна» и др.). Большая часть детей приходит на занятия по направлению психолога. Дыхательные техники - неотъемлемая составляющая работы по программе. За несколько столетий до нашей эры он уже применялся для снятия эмоционального напряжения ,уменьшения чувства тревоги и общей релаксации. Произвольная регуляция дыхания — наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Регулярное последовательное выполнение упражнений в конечном счете сформирует у ребёнка более спокойное и мягкое отношение, своего рода антистрессовую установку, и когда он будет попадать в стрессовые ситуации, то будете переживать их гораздо менее интенсивно. В зависимости от проблемы, с которой пришёл ребёнок, будут формироваться и комплексы дыхательных упражнений. При составлении комплексов комбинируются дыхательные упражнения разной целевой направленности. Способность ребенка к произвольной регуляции дыхания является физиологическим базисом для формирования более сложных навыков психофизиологической саморегуляции в подростковом возрасте. Это позволяет поддерживать состояние здоровья детей на достаточно высоком уровне, успешно проводить профилактику и реабилитацию при наличии соматических заболеваний, а также при нервно-психических расстройствах и отклонениях в поведении. Педаогог участвовала и получила специальный диплом во II Всероссийском конкурсе на лучшую разработку по экологической проблематике. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Рекомендован к использованию в психолого-педагогической практике. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Галина Петровна Введенская, врач высшей квалификационной категории, «Отличник Здравоохранения», заместитель гл. врача по мед. обслуживанию населения МУЗ Угличской ЦРБ |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: