Комплексный подход в коррекции психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода БОС

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Комплексный подход в коррекции психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода БОС

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Сакулина Марина Фёдоровна Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения и диагностики детей и подростков «Гармония» г. Углича

152613, Ярославская область, г. Углич, ул. Зины Золотовой, д. 42

Учитель основ здорового образа жизни
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Комплексный подход в коррекции психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода БОС
2. Источник изменений В настоящее время большое внимание уделяется вопросам немедикаментозного лечения и профилактики. Систематическое применение оздоровительных методик актуально для реабилитации и профилактики заболеваний у детей. Данный подход используется в работе над проблемами организации правильного, оздоровительного дыхания, регуляции мышечного тонуса, снятия моторной расторможенности, оптимизации эмоциональных процессов у детей и подростков.
3. Идея изменений Основная идея – за счёт оптимизации функционального состояния создать благоприятные условия для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека и практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.

К методу БОС, который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна», были добавлены приёмы, которые позволили оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка.

4. Концепция изменений Комплексное использование метода биологической обратной связи (посредством приборов функционального биоуправления) и других методов саморегуляции: дыхательные техники, приёмы арт-терапии , телесно-ориентированной терапии, релаксационные техники и сенсорной интеграции позволяет более эффективно проводить коррекционную работу.
Программа позволяет:
- активно привлекать родителей к участию в процессе коррекции. Совместное выполнение домашних упражнений с ребенком положительно отражается как на результатах коррекции, так и на взаимоотношениях в семье;
- повысить эффективность работы логопедов и психологов по проведению коррекционных занятий с ребенком;
- формировать у ребенка навыки самоконтроля, возможности управлять стрессом, закладывая основы положительного самосознания, т.е. те качества, которые ведут к психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции за более короткий срок.
В случае комплексного подхода появляется возможность освободить время для автоматизации полученного навыка саморегуляции.
5. Условия реализации изменений С 2000 года на базе ПМСС - Центра «Гармония» реализуется программа «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция). В 2005-2006 учебном году в дополнение к уже имеющейся программе «ИБИС» была приобретена программа «Волна». В 2007-2008 учебном году к методу БОС, который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна», были добавлены приёмы, которые позволили оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. В настоящее время на базе Центра осуществляется комплексный подход к коррекции психоэмоционального состояния детей с применением метода БОС.
6. Результат изменений Использование комплексного подхода к коррекции психоэмоционального состояния детей позволяет более эффективно проводить данную работу, так как положительная динамика наблюдается за гораздо короткий срок, а значит остаётся время для автоматизации и закрепления полученных навыков саморегуляции, что было доказано на практике. Кроме того, комплексный подход к построению занятий позволил расширить возможности в решении проблем, с которыми обращаются родители с детьми и сделать занятия более интересными и увлекательными для ребёнка.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Статья в «Педагогическом вестнике» №6, 2009 г.
III. Описание опыта
К методу игрового биоуправления, основанному на биологической обратной связи (БОС), который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна» были добавлены приёмы, которые позволили оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. Одним из таких методов является арт-терапия, как совокупность способов и технологий реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.

На занятиях используются следующие арт-терапевтические методики: «Монотипия», «Мандала», «Коллаж» («Автопортрет», «Моё прошлое, настоящее и будущее», «Образ моего «Я», «Моя семья» и др.), направленная визуализация, приёмы двигательной арт-терапии и др. Диагностика проводится с помощью арт-терапевтических методик: «Кактус» и «Рисунок несуществующего животного». Приёмы телесно-ориентированной терапии так же активно используются в работе. Телесно-ориентированная терапия - это искусство и наука это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Почти на каждом занятии используются приёмы телесно-ориентированной терапии, в частности, упражнения на постизометрическую релаксацию (упр. «Звёздочка», «Струночка», «Кобра», «Травинка на ветру» и др.), которая нормализует гипертонус и гипотонус мышц, позволяет ребёнку найти баланс между напряжением и релаксацией, почувствовать своё тело, найти состояние наибольшего комфорта и запомнить его на уровне «памяти тела» («Театр прикосновений», «Тяни» и др.). С большим интересом и результативностью проходит во время занятия и самомассаж, который осуществляется массажными мячами, валиками и различными массажерами. Данные упражнения позволяют добиться быстрой мышечной релаксации, снятию мышечных зажимов.

Сенсорная интеграция одно из наиболее эффективных средств работы с детьми и подростками. В зависимости от формы нарушения, сеансы в сенсорной комнате и комнате двигательной активности направлены на решение следующих задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды и развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, снятие тревоги; уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций, уменьшение проявлений неврозоподобных состояний; создание чувства безопасности, защищённости; возвращение способности ощущать своё тело.

Проводятся занятия, на которых используются релаксации и визуализации («Путешествие в подводное царство», «Полёт к звездам», «Сказочная страна» и др.). Большая часть детей приходит на занятия по направлению психолога. Дыхательные техники - неотъемлемая составляющая работы по программе. За несколько столетий до нашей эры он уже применялся для снятия эмоционального напряжения ,уменьшения чувства тревоги и общей релаксации. Произвольная регуляция дыхания — наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Регулярное последовательное выполнение упражнений в конечном счете сформирует у ребёнка более спокойное и мягкое отношение, своего рода антистрессовую установку, и когда он будет попадать в стрессовые ситуации, то будете переживать их гораздо менее интенсивно. В зависимости от проблемы, с которой пришёл ребёнок, будут формироваться и комплексы дыхательных упражнений. При составлении комплексов комбинируются дыхательные упражнения разной целевой направленности. Способность ребенка к произвольной регуляции дыхания является физиологическим базисом для формирования более сложных навыков психофизиологической саморегуляции в подростковом возрасте. Это позволяет поддерживать состояние здоровья детей на достаточно высоком уровне, успешно проводить профилактику и реабилитацию при наличии соматических заболеваний, а также при нервно-психических расстройствах и отклонениях в поведении.

Педаогог участвовала и получила специальный диплом во II Всероссийском конкурсе на лучшую разработку по экологической проблематике.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Рекомендован к использованию в психолого-педагогической практике.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Галина Петровна Введенская, врач высшей квалификационной категории, «Отличник Здравоохранения», заместитель гл. врача по мед. обслуживанию населения МУЗ Угличской ЦРБ

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
  • Экспертная оценка
Личные инструменты