Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Лебедева Ирина Владимировна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназии № 8 им. Л.М. Марасиновой г. Рыбинска
152914, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Черняховского, д. 29.
Учитель химии
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока.
Электронное методическое пособие – тематический сайт «Металлы».
2. Источник изменений Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников школ. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации педагогов. Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационными технологиями. Особую роль в повышении качества образовательного процесса современной школы должно сыграть широкое внедрение в практику цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
3. Идея изменений Повышение результативность образовательной деятельности через использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
4. Концепция изменений Учитель применяет информационные технологии на уроках химии, используя компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа-технологий. Педагогом разработано электронное методическое пособие – тематический сайт «Металлы».
5. Условия реализации изменений Владение учителем современными образовательными технологиями.
6. Результат изменений Повышение познавательного интереса обучающихся к химии, результативности обучения.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Учитель использует различные варианты ЭУК и ЦОР в учебном процессе в зависимости от вида учебной или внеучебной деятельности:
  • электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного (т.е. на лекции).
  • выполнение обучающимися самостоятельной работы с ЭУК.
  • проведение текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала.
  • применение ЭУК и ЦОР при выполнении лабораторных работ и проведении групповых занятий, которые является *неотъемлемой частью многих курсов школьной программы.
  • использование интерактивных ЭУК и ЦОР в качестве имитаторов и тренажеров.
  • для дистанционного обучения, дающего возможность участникам учебного процесса знакомиться с лекционным материалом, выполнять и проверять лабораторные работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде.

Внедрение ЭУК и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволяет дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, основанными на использовании информационных технологий.
Тематический сайт «Металлы», разработанный учителем, может служить методическим пособием учебной темы в курсе химии 9 класса (базовый уровень) с применением ИКТ. Сайт предназначен для учителей химии, работающих по УМК Габриеляна О.С.
Достоинством этого ЦОР является его адаптация к конкретному учебно-методическому комплексу и техническому оснащению школы и предусматривает работу обучающихся с интерактивной доской.
Учитель отводит на общее изучение темы "Металлы" 10-11 часов вместо 18 часов по программе. Освободившееся время используется на проектную деятельность учащихся и отработку сложных тем курса. Сайт снабжен системой навигации, которая позволяет учителю использовать материал последовательно, используя комплекс как книгу с мультимедийными ресурсами. Сайт используется для организации поисково-исследовательской, творческой деятельности учащихся, так как предполагает запуск и выполнение учебного краткосрочного проекта в рамках учебной темы. При необходимости проект «Коррозия металлов. Защита от коррозии» может обрести статус практико-ориентированного, долгосрочного исследования местных особенностей данного процесса.
Страницы сайта ориентированы как на преподавателей, так и на обучающихся.
Преподаватели на предлагаемом сайте могут найти:

  • Поурочное планирование по теме «Металлы».
  • Технологическую карту темы.
  • Технологическую карту урока №5 по теме «Сплавы».
  • Технологическую карту урока №6 по теме «Коррозия металлов» .
  • Этапы планирования и реализации проекта «Коррозия металлов. Защита от коррозии» с указанием вариантов защиты проекта.
  • Банк дидактических материалов.
  • Информационные ресурсы

На страничке «Дидактика» учителя могут ознакомиться с разноуровневыми дидактическими материалами к уроку «Коррозия металлов».
В помощь учителю также разработаны:

  • карточки – задания, которые можно использовать как для индивидуального, так и фронтального вводного контроля на следующем за предлагаемым уроке;
  • кроссворд «Коррозия металлов» по уровню сложности ориентирован на слабого ученика, его можно использовать на уроке по этой теме в качестве элемента первичного закрепления знаний или на следующем как контролирующее задание;
  • тест к уроку N6, выполненный с помощью программы Power Point, можно использовать как тренажёр по данному вопросу, так как данная программа не позволяет количественно оценить знания обучающегося, или для самоконтроля слабых и неуверенных в себе учеников, или для фронтальной работы при закреплении или повторении изученного материала.
    Обучающимся на сайте могут быть интересны и полезны следующие материалы:
  • Проект в рамках курса химии 9 класса по теме "Металлы" (детская презентация «Факторы, влияющие на скорость коррозии»).
  • Фотоматериалы по теме «Металлы».
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Яковлева Татьяна Алексеевна, главный специалист кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты