Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Храмцова Светлана Владимировна | Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 3 г. Ярославля 150051 г. Ярославль, ул. Саукова, д. 5. | Учитель литературы |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Интегрированный дистанционный проект, направленный на развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся «Ярославль 1000-летний, или туда и обратно». |
2. Источник изменений | Интенсификация процессов научно-технического прогресса стимулирует необходимость пожизненного образования, поэтому в современной школе необходимо создавать интегрированное образовательное пространство и использовать образовательные технологии обеспечивающие развитие интересов и способностей ребенка, учитывающие его индивидуальность, уникальность, субъектность. |
3. Идея изменений | Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся различными методиками формирования исследовательских навыков. |
4. Концепция изменений | Важным направлением деятельности современного учителя становится развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Средствами формирования исследовательских навыков являются, прежде всего, технологии проблемного обучения и метод проектов. В 2008-2010 гг. гимназия №3 г. Ярославля совместно с Гимназическим союзом России (г. Санкт-Петербург) и Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником реализовала партнерский проект «Ярославль 1000-летний, или туда и обратно» для школ Ярославля, Ярославской области и других регионов России. Учителем разработан сценарий игры, посвященной истории Ярославского края с древности до ХVII в. |
5. Условия реализации изменений | Рабочие места учащихся, оснащенные современными мультимедийными компьютерами с выходом в Интернет. Оборудование для проведения видеоконференций. |
6. Результат изменений | Развитие у обучающихся познавательных процессов, связанных с творческой деятельностью и решением проблем. В проекте приняли участие более 5000 обучающихся из 45 регионов России. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Проект «Ярославль 1000-летний, или туда и обратно» посвящен истории Ярославского края с древности до наших дней в контексте истории России и реализовывался в три этапа: 1) «В глубь истории…» (с древности до XVII века); 2) «...Может собственных Плутонов, и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (XVIII-ХIX века); 3) «Вокруг меня гудит двадцатый век…». Каждый этап состоял из интерактивной лекции, дистанционного конкурса и очной игры. Проект разрабатывался на основе тьюторской технологии. Все лекции проекта строились на основе и метода проектов и информационно-коммуникационных технологий. Свои знания и умения могли проявить не только обучающиеся гимназии, но и благодаря системе видеоконференцсвязи ученики из 30 регионов России: одновременно на интерактивных лекциях осуществлялась видеоконференцсвязьсвязь с 7 образовательными учреждениями. Каждое учреждение готовило к лекции мини-проект, связанный с историей и культурой родного края, и защищало его на определенном этапе видеоконференции. На каждом этапе проекта проводилась и дистанционная викторина, основанная на игровых технологиях и технологии дистанционного обучения. Темы проектов, задания, обмен информацией и даже контроль – все эти функции взял на себя модератор (организатор проекта). Специально для сопровождения проекта «Ярославль 1000-летний, или туда и обратно» был создан сайт «Проекты гимназии № 3 г. Ярославля» (http://proektyargimn3.ucoz.ru/). На нем выставлены положения каждого конкурса, размещены образцы бланков регистрации участников и т. п. Каждая викторина проводилась в новой игровой форме: «путешествие во времени» с «различной скоростью» (количество вопросов зависело от уровня сложности, выбранного командой), «вскрытие шифров» (система многоуровневых кодированных заданий), кроссворды. На этом этапе требовалось создание творческого исследовательского проекта: «История возникновения моего города (поселения)», «Ученые, прославившие мой край», «История развития образования моего края в ХХ веке». Благодаря совмещению технологий, в проекте смогли найти себя ребята, интересующиеся историй и краеведением; занимающиеся театральным творчеством; будущие журналисты, любители головоломок и т.д. Свои способности обучающиеся реализовали как в командной, так и в индивидуальной работе. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Никифорова Любовь Геннальевна, главный специалист кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО. |
Материалы находятся в Информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО, каб. 418.