Возможности использования игровых технологий на уроках истории

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Возможности использования игровых технологий на уроках истории

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Ушатова Лидия Александровна Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 2 г. Ярославля
150045, г. Ярославль, Ленинградский проспект, д. 87.
Учитель истории и обществознания
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Возможности использования игровых технологий на уроках истории.
2. Источник изменений Одна из важнейших задач современного образования – формирование у учащихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Для этого педагоги используют различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей обучающихся. Одной из технологий, формирующих ключевые компетентности учащихся, является дидактическая игра.
3. Идея изменений Формирование ключевых компетентностей обучающихся посредством учебных игр.
4. Концепция изменений Важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Учителем разработаны сценарии ролевых и театрализованных игр, применяемых на уроках истории.
5. Условия реализации изменений Сценарии, реквизит, костюмы.
6. Результат изменений Формирование компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
На уроках истории использование игровых технологий необходимо еще и потому, что обучающиеся могут не просто перерабатывать информацию, а переживать ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания, могут «примерить» на себя роли различных исторических персонажей, почувствовать своеобразие исторической эпохи.
Учитель выделяет 3 этапа подготовки и проведения игры:
  1. этап — подготовительный: планирование игры и работа с учащимися: сообщение темы, даты проведения ролевой игры, распределение ролей и заданий, разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих, знакомство с планом игры, объяснение целей и ожидаемых результатов, форма представления материала, дополнительная литература, по необходимости – консультации, репетиции, изготовление необходимых дидактических материалов, сообщение о контроле знаний.
  2. этап — проведение игры.
  3. этап — рефлексия (устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и др.).

Игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребёнок осуществляет самостоятельный поиск знаний.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО каб. 418.

Личные инструменты