Влияние занятий спортивными играми на развитие психических и личностных качеств обучающихся

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Влияние занятий спортивными играми на развитие психических и личностных качеств обучающихся

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Шулин Артём Вячеславович Муниципальное образовательное учреждение Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа Ярославского МР

152510, Ярославская область, Ярославский район, пос. Кузнечиха, ул. Центральная, д. 34

Учитель физической культуры
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Влияние занятий спортивными играми на развитие психических и личностных качеств обучающихся
2. Источник изменений В настоящее время от человека требуется умение быстро и с наименьшим количеством ошибок реагировать на поставленные задачи. Характеризуя личностные особенности, ведущие к успеху в деятельности, психологи ставят скорость переработки информации (во время умственной работы) на одно из первых мест. Это умение проявляется в различных видах спорта, но особенно в спортивных играх, в том числе и баскетболе. По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
3. Идея изменений Развитие координационных и кондиционных способностей у детей. Развитие психических процессов обучающихся (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и т.д.), воспитание нравственных и волевых качеств с помощью спортивных игр.
4. Концепция изменений Реализуется дифференцированный подход к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). Особое внимание уделяется детям со слабой игровой подготовкой, что подразумевает их активное включение в разнообразные виды игровой деятельности

Взаимодействие детей и педагога на занятиях реализуется через различные организационные формы: индивидуальную, групповую, командную. Использование методов корректурных проб позволяет отслеживать динамику развития внимания у детей экспериментальных групп.

5. Условия реализации изменений Мотивированность педагога. Организационно-методические ресурсы.
6. Результат изменений Развитие памяти, внимания, мышления. Воспитание нравственных и волевых качеств. Развитие координационных и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей. Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций обучающихся.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Сборник «Физкультура. Спорт. Здоровье». Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского
III. Описание опыта
Согласно действующим государственным образовательным стандартам и примерной программе по предмету «физическая культура», с 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В число рекомендованных базовых игр входят: баскетбол, волейбол, ручной мяч и футбол. По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Цель исследования - изучение влияния занятий баскетболом на скорость процессов восприятия и переработки информации в центральной нервной системе. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Определить и сравнить уровень пропускной способности мозга у обучающихся, имеющих разный двигательный режим.
  2. Выявить влияние занятий баскетболом на функциональное состояние пропускной способности мозга.
  3. Определить возможность применения методов корректурных проб для контроля над развитием тактического мышления воспитанников.

В исследовании приняли участие 32 человека, из них 16 человек, не занимающихся баскетболом. Все испытуемые - лица мужского пола. Объектами исследования явились воспитанники в возрасте 14 лет (8 класс), занимающиеся дополнительно баскетболом 3 раза в неделю по 1.5 ч в Кузнечихинской школе, в секции баскетбола в течение трех лет. Контрольную группу составили школьники того же возраста, занимающиеся баскетболом только на уроках, в рамках программы. В качестве методов исследования применялись корректурные пробы (психологические методики, позволяющие с определенной долей вероятности судить о развитии такого психического качества, как внимание) – тест с кольцами Ландольта и вариант буквенной таблицы Анфимова.

По результатам наших исследований были сделаны следующие выводы:

  1. Полученные результаты, а также имеющиеся в литературе данные, позволяют говорить о том, что занятия баскетболом способствуют достоверному улучшению восприятия и переработки информации.
  2. Величина пропускной способности мозга может являться важным критерием контроля тактической подготовленности обучающихся.
  3. В задачу формирования внимания входит не только его развитие, как отдельного психического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное, т.е. такого внимания, которое вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
  4. Применение методов корректурных проб позволяет производить контроль над развитием тактического мышления, не требует громоздкой аппаратуры и большого количества времени. Этот метод может быть использован в любых условиях – на тренировке, отдыхе или соревнованиях.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Курицина Светлана Ивановна, ст. методист ИМЦ ГОУ ЯО ИРО
Тел.: (4852) 32-18-55
E-mail: opr@iro.yar.ru

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Опыт работы
Личные инструменты