Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Брядова Елена Николаевна | Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «Гармония» г. Углича
152613, Ярославская область, Угличский район, г. Углич, ул. Никонова, д. 17 | Педагог-психолог |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Программа коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии» |
2. Источник изменений | Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности учителя, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность педагога и на здоровье учащихся. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Нездоровый учитель не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства. |
3. Идея изменений | Программа построена на принципах гуманистической психологии и личностно–ориентированного подхода. Основная и ведущая идея – помочь развитию личности, ее самопознанию, раскрытию внутренних ресурсов. Интегративный характер программы позволяет ориентировать ее на гармонизацию жизни человека, возможность изменения человеческого Я в условиях динамично меняющегося мира. |
4. Концепция изменений | Программа коррекции профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии» эффективна в работе и имеет практическое значение. Универсальность и гибкость программы позволяют успешно использовать ее и для профилактики профессионального выгорания у тех, кто много работает, общается, чья работа связана с ответственностью и руководством.
Новизна программы заключается в том, что она носит интегративный характер, представляя собой обобщение способов работы, принадлежащих к опыту разных теорий и направлений в психологии: телесно-ориентированной терапии, позитивной психотерапии, арт-терапии, сенсорной интеграции. В условиях сенсорной комнаты Центра «Гармония» создаётся особая среда комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, приятная музыка, светооптические и звуковые эффекты, релаксационные кресла в сочетании с обучением техникам и способам психической саморегуляции способствуют успешному решению задач программы. Сенсорная комната повышает эффективность использования медитативных, арт-терапевтических, релаксационных техник. |
5. Условия реализации изменений | Наличие сенсорной комнаты, где проводятся тренинги с использованием световых, музыкальный и других технических эффектов. Владение педагогм-психологом технологиями тренингов и диагностикой психологического состояния участников. |
6. Результат изменений | Овладение умениями и навыками психической саморегуляции. Снижение уровня психического выгорания. Активизация личностных ресурсов. Улучшение настроения и самочувствия. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте | Ярославская область: Образовательные ресурсы. Информационно-методический сборник. Выпуск 122. |
В результате исследований, проведенных в Угличском МР, было зафиксировано, что главной причиной профессионального выгорания педагогов является эмоциональная перегрузка в результате работы. Программа «Путь к гармонии» была создана как важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и преподавателей и ориентирована на оказание помощи педагогу в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Программа реализуется на базе городского Центра психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «Гармония». Программа рассчитана на 5 занятий по 2-2,5 часа. Тренинги проводятся в сенсорной комнате с использованием музыкальных, световых и других технических эффектов в каникулы 5 дней подряд или 1 раз в неделю в течение 5 недель. Программа представляет собой слияние двух форм работы: лекции и тренинговых занятий, которые проводятся в групповой форме. Она включает в себя техники и упражнения, разработанные психологами, придерживающимися разных направлений и теорий. В их основу положено обучение педагогов способам и приемам психической саморегуляции, овладение которыми способствует эффективной коррекции состояний синдрома выгорания. Продолжением программы является клуб «Счастливчик», который объединяет людей разный профессий для полезного отдыха, совершенствования навыков психической саморегуляции, приятного общения, для активизации личностных ресурсов и самопознания. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Логинова А.Н., Легкошур И.М., Соколова Н.А. Тел.: 8(4852) 32-10-73 E-mail: imcn@iro.yar.ru |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: