Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников на II и III ступени общего образования (программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Самойлова Галина Владимировна Муниципальное образовательное учреждение Песоченская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР

152963 Ярославская область, Рыбинский район, п. Песочное, ул. Первомайская, д. 1а

Учитель литературы и русского языка
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Изучение лирики как составляющей литературного развития школьников на II и III ступени общего образования (программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова)
2. Источник изменений Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики.
3. Идея изменений Система работы по изучению лирики в школе на основной и средней ступени обучения общего образования с использованием современных образовательных технологий, рекомендации при изучении содержания программы литературного образования (развития).
4. Концепция изменений Преимущества изучения произведения, в т.ч. и лирики по программе А.Г. Кутузова, в творческой самостоятельности ученика, развитии его как читателя через творчество, свободу мышления, возможности интерпретации. Целесообразны новые формы, этапы урока – элементы, основанные на сотворчестве учителя и ученика. Главная цель – развитие творческой личности через самораскрытие и самопознание учащихся в процессе обучения. Представлена работа с новыми именами и произведениями.
5. Условия реализации изменений Обновленные требования модернизации системы образования. Творческая личность учителя. Одержимость, увлечение идеями курса – ключ к достижениям. Рост профессиональный и как учителя, и как воспитателя, и как человека.
6. Результат изменений Сочинения и творческие работы учеников выгодно отличаются богатым содержанием, слогом, связанностью текста, доказательностью. Возможны творческие работы на любую тему. Обучающиеся допускают меньше ошибок.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
  • Самойлова, Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках изучения лирики /Уроки И.И.Зеленцова: Тезисы докладов педагогических чтений, посвящённые 100-летию первого урока И.Зеленцова в г.Рыбинске. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005
  • Самойлова, Г.В. Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5-6 классах /Мультимедийный информационно-методический диск. – М.: ИД «Первое сентября», 2006
  • Самойлова, Г.В. Счастливая судьба (о творчестве Л.Ошанина) /Мультимедийный информационно-методический диск. – М.: ИД «Первое сентября», 2007
  • Самойлова, Г.В. Как создаётся мир сказочных великанов /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
  • Самойлова, Г.В. Текст и его строение /Мультимедийный информационно-методический диск. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: ИД «Первое сентября», 2009
  • Самойлова, Г.В. Система проверки знаний в 5 классе //Русский язык.- М: 2008. - №20
  • Самойлова, Г.В. Контрольная работа в 6 классе //Русский язык. М: 2009. - №20
  • Самойлова, Г.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету. /Ярославская область: образовательные ресурсы Информационно-методический сборник. – Ярославль: Ярославский региональный информационно-методический центр, 2009. Вып. №118
III. Описание опыта
Наряду с новыми технологиями педагог использует и новые формы уроков: урок-презентация, путешествие, КВН, урок-диалог, викторина, урок-творческая лаборатория писателя, урок-практикум, игра, творческая мастерская, брейн-ринг, урок-интервью и другие.

Цель авторской системы уроков литературы - сделать детей квалифицированными читателями, ввести ребенка в мир культуры, помочь осознать и проявить себя, сделать обучение увлекательным и привлекательным.

Реализации этой цели способствует огромная индивидуальная работа с обучающимися, усиление роли внеклассной работы по литературе. В основе содержания и структуры программы под редакцией А.Г. Кутузова, по которой работает учитель литературы, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Поэтому на каждом уроке литературы присутствуют элементы творчества: обычно урок начинается с творческой пятиминутки (она служит для обогащения словарного запаса, учит кратко формулировать идею, пересказывать) с использованием приема «Синквейн» (своеобразное глубокое осмысление темы в образной форме, белый стих - пятистишье), заканчивается также творческим элементом (для развития творческого воображения) типа «Какого цвета (вкуса, запаха) честь (любовь, смех...)?» При работе над биографией писателя (для систематизации знаний) ученики осваивают прием «Кластер» (данные о писателе «собираются» в форме грозди, в центре которой фамилия поэта, писателя). Обучающиеся также осваивают на уроках несколько видов анализа лирического произведения: академический; через символику пространства, цвета и времени; через систему образов к мотивам, своеобразие творчества; составление плана-партитуры и др. Каждый из видов анализа способствует развитию определенных видов мышления, памяти, умений и навыков.

Большинство учащихся (среди них есть и обучающиеся в классах компенсирующего обучения) могут анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, создание опорных схем, алгоритмов, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определенной эпохой. Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, поэтому учащиеся свободно рассуждают, обобщают, анализируют, делают выводы, рецензируют чужие и собственные ответы. Благодаря творческим мастерским и практикумам ученики сочиняют четверостишия на любую предложенную тему, пробуют сочинять рассказы, сказки, баллады, былины, лирические стихотворения, пишут сценарии. Новый подход к изучению литературного произведения, в частности лирики, способствовал увеличению интереса к предмету, улучшилось качество знаний. По итогам срезовых работ процент успеваемости по литературе составляет от 80 до 100%, процент качества от 40 до 60%. Устный экзамен по литературе ученики выбирают в форме реферата, где можно проявить свое творческое «я». Совместно с учащимися педагог создает разноуровневый дидактический материал (например, алгоритмы анализа произведений), сборники творческих работ.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Опыт может быть распространен на региональном и муниципальном уровнях
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Дроздецкая Наталья Ильинична, заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинск

Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Информационно-методический центр"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 307
Тел.: 8(4852) 32-18-55

Личные инструменты