Исследовательская работа на уроке окружающего мира в образовательной системе «Школа 2100» по учебникам А.А.Вахрушева

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Исследовательская работа на уроке окружающего мира в образовательной системе «Школа 2100» по учебникам А.А.Вахрушева

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Гусарова Светлана Геннадьевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 им.63-го Угличского пехотного полка

152613, Ярославская область, г. Углич, Ленинское шоссе, д. 1а

Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Исследовательская работа на уроке окружающего мира в образовательной системе «Школа 2100» по учебникам А.А. Вахрушева
2. Источник изменений Новый учебник под редакцией Вахрушева А.А. способствует эффективному внедрению деятельностного принципа обучения. Целью образования сегодняшних ставится не знания, умения и навыки, а создание условий для развития личности.

Недостаточная эффективность репродуктивных методов обучения для формирования положительных личностных качеств. Необходимость расширения использования технологий в образовательном процессе, перенос акцента с «усвоения знаний» на формирование общих и предметных компетенций. В настоящее время методика проведения уроков, соответствующих стандартам второго поколения, разработана недостаточно.

3. Идея изменений Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных условиях.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение развития умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. Поэтому необходимо в работе использовать новые, рациональные и продуктивные методы обучения, такие как исследовательская работа на уроках.
4. Концепция изменений Использование исследовательской работы на уроках окружающего мира позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление учащимися достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире.
5. Условия реализации изменений Участие в Федеральной экспериментальной площадке МОО «Школа 2100» и РАО «Обеспечение преемственности между ступенями образования как условие получения нового образовательного результата» на базе МОУ сош №5 г. Углича. Высокий уровень мотивации повышения уровня дидактической компетентности учителя, готовность к обобщению и распространению собственного опыта.
6. Результат изменений Устойчивые высокие результаты общей и качественной успеваемости учащихся. Высокий познавательный интерес. Призовые места в муниципальных предметных олимпиадах, творческих конкурсах.

В ходе урока учитель формирует универсальные учебные действия. (Используя, например, такие вопросы: Какая цель нашего урока? Кто и что поможет вам это узнать?...) Для определения уровня знаний учащихся в области окружающего мира, которые можно формировать при помощи исследовательской работы, 3 ученикам с учетом интеллектуальных способностей были предложены вопросы анкеты. Анкетирование проводилось в начале 2 класса до изучения и в конце 2 класса после изучения курса. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности применения исследовательской работы с учащимися в формировании исследовательских умений. Из данных диаграмм видно, что уровень знаний у учеников с разным уровнем развития вырос значительно.

7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Имеются на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
III. Описание опыта
По курсу «Мир и человек» Вахрушева А.А. Светлана Геннадьевна работает 10 год. Большое внимание на этих уроках уделяет исследовательской работе, т.к. она способствует воспитанию функционально грамотной личности, позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности.
Работа по данной теме состояла из 5 этапов:
  1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
  2. Проведение педагогического эксперимента.
  3. Анализ упражнений учебников А.А.Вахрушева по окружающему миру, формирующих исследовательские умения.
  4. Разработка фрагментов уроков, содержащих исследовательскую работу.
  5. Разработка инструкций, позволяющих осуществить исследование некоторых объектов природы.

В ходе работы использованы следующие методы:

  • анализ научной, методической и популярной литературы;
  • обобщение и анализ опыта работы учителей;
  • анкетирование;
  • статистическая обработка данных.

Начиная с 2008 года, наша школа является экспериментальной площадкой РАО по внедрению образовательной системы «Школа 2100» в основной школе. Гусарова С.Г. посещает семинары в г. Ярославле, Рыбинске, Угличе, проводимые авторами, методистами ИРО программы «Школа 2100», с целью обучения и поиска новых и эффективных путей преподавания. Делилась опытом работы с учителями г. Мышкина, осваивавшими систему. В феврале этого года провела открытый урок окружающего мира, на котором присутствовали автор учебника, методисты и учителя области.

Урок, проведенный в форме путешествия с использованием ИКТ, активизирует работу детей и помогает в усвоении материала. В связи с модернизацией образования использование компьютерной техники является большой помощью при организации урока. Светлана Геннадьевна, используя материал учебника Вахрушева А.А., создала на уроке психолого-педагогические условия, способствующие достижению оптимального общего развития каждого ребенка. Учитель применяет в ходе урока гибкую структуру заданий, позволяющую дифференцированно использовать изучаемый материал. Содержание и структура заданий предполагали разные формы деятельности детей, представляли большие возможности для индивидуальной, групповой, парной и фронтальной работы. Через успешно организованный учебный диалог Гусарова С.Г. осуществляла обмен информацией. В комфортной обстановке через общение «Учитель - ученик», «ученик – ученик» происходит усвоение учебного материала. Большое внимание Светлана Геннадьевна направляет на охрану и укрепление здоровья детей, нормализацию учебной нагрузки, рациональной организации учебной деятельности. С этой целью она провела анкетирование всех родителей и создала систему мер по психологическому отношению учащихся к процессу обучения окружающему миру в классе. Большинство (95%) учеников класса, по мнению родителей, имеют продвижения в знании окружающего мира. 90% детей проявляют интерес к предмету. 75% школьников используют для подготовки к уроку дополнительную литературу. Для большинства родителей учителей проводит консультации (как готовить…, чем помочь, желают посмотреть открытые уроки). Задания даёт дифференцированно по вариантам с учетом уровня развития, опираясь на принцип мини-макса, но большинство родителей требуют от детей усвоения всего материала. Эффективность использования данных технологий подтверждает повышенная познавательная активность учащихся в классе. Данная система уроков направлена на совершенствование навыка исследовательской работы, формирование умения работать в группе, развитие творческих способностей детей.

Учитель с данной разработкой участвует в муниципальном конкурсе «Мой лучший урок - 2010» Практическая значимость данной работы заключается в распространении опыта проведения урока-исследования, который может использоваться в разных образовательных системах, как в начальной школе, так и в среднем звене.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Опыт может быть распространен на региональном и муниципальном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес А.А. Вахрушев, доктор биологических наук, автор учебника «Окружающий мир»

E–mail: shuravahrushev@mail.ru

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Конспект урока
Личные инструменты