II.Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)
| Программа коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии»
|
2. Источник изменений
| Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности учителя, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность педагога и на здоровье учащихся. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Нездоровый учитель не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
|
3. Идея изменений
| Программа построена на принципах гуманистической психологии и личностно–ориентированного подхода. Основная и ведущая идея – помочь развитию личности, ее самопознанию, раскрытию внутренних ресурсов. Интегративный характер программы позволяет ориентировать ее на гармонизацию жизни человека, возможность изменения человеческого Я в условиях динамично меняющегося мира.
|
4. Концепция изменений
| Программа коррекции профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии» эффективна в работе и имеет практическое значение. Универсальность и гибкость программы позволяют успешно использовать ее и для профилактики профессионального выгорания у тех, кто много работает, общается, чья работа связана с ответственностью и руководством.
Новизна программы заключается в том, что она носит интегративный характер, представляя собой обобщение способов работы, принадлежащих к опыту разных теорий и направлений в психологии: телесно-ориентированной терапии, позитивной психотерапии, арт-терапии, сенсорной интеграции.
В условиях сенсорной комнаты Центра «Гармония» создаётся особая среда комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, приятная музыка, светооптические и звуковые эффекты, релаксационные кресла в сочетании с обучением техникам и способам психической саморегуляции способствуют успешному решению задач программы. Сенсорная комната повышает эффективность использования медитативных, арт-терапевтических, релаксационных техник.
|
5. Условия реализации изменений
| Наличие сенсорной комнаты, где проводятся тренинги с использованием световых, музыкальный и других технических эффектов. Владение педагогм-психологом технологиями тренингов и диагностикой психологического состояния участников.
|
6. Результат изменений
| Овладение умениями и навыками психической саморегуляции. Снижение уровня психического выгорания. Активизация личностных ресурсов. Улучшение настроения и самочувствия
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
| Ярославская область: Образовательные ресурсы. Информационно-методический сборник. Выпуск 122.
|