Использование культуросообразного подхода к организации исторического образования в общеобразовательной школе

Материал из BANK
Версия от 08:30, 9 апреля 2014; Naumova (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Использование культуросообразного подхода к организации исторического образования в общеобразовательной школе

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Резчикова Елена Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение Угличский физико-математический лицей
152613, Ярославская область, г. Углич, ул. Северная, д. 4
Учитель истории и обществознания
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование культуросообразного подхода к организации исторического образования в общеобразовательной школе.
2. Источник изменений Форсированные темпы модернизации экономики, либерализация политической и социальной сфер способствовали «раскрепощению» не столько конструктивных сил общества, сколько агрессивно ориентированных в отношении существующей государственности. Психологические переломы, культурные сдвиги способствовали формированию структурного духовного кризиса, разрушению семейных устоев, потере нравственной ориентации, растлению детей, открытой пропаганде не только деструктивных культов, агрессивных молодежных субкультур, но и «сатанизации» детской среды.
Cовременная концепция модернизации российского образования и приоритетный национальный проект «Образование» выводит воспитание на первостепеннейшее направление образования; помимо качества знаний нравственно-духовный приоритет в воспитании занимает ключевые позиции в образовательной системе России.
3. Идея изменений Духовно-нравственная доминанта в рамках технологий личностно-ориентированного образования в воспитании школьников должна системно прослеживаться в рамках учебных дисциплин, особенно гуманитарных; воспитательный процесс должен носить системный, всеобъемлющий характер, максимально пронизывая образовательное пространство ребенка в учебное и, что не менее важно, во внеурочное время.
4. Концепция изменений Концепция оформлена на основе методологической базы, разработанной русской религиозной философией, учитывает опыт, накопленный русской педагогической мыслью. Опыт отражает синергетический подход, проходит теоретическое и эмпирическое обоснование в рамках научной школы профессора Т.С. Злотниковой (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского). Связан с интеграцией гуманитарных областей (культурологии, аксиологии, истории, педагогики, антропологии) и расширением культуросообразного знания, актуализирующего духовно-нравственную сферу ребенка и адаптированного к историческим условиям и проблемам современности.
5. Условия реализации изменений Постоянный профессиональный и личностный рост, направленность в углубление и расширение данного опыта, вовлеченность социальных партнеров, возможность использования авторских разработок.
6. Результат изменений Устойчивые высокие результаты общей и качественной успеваемости учащихся. Высокий познавательный интерес. Призовые места в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву, творческих конкурсах, научных конференциях и выставках творческих работ учащихся.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
  1. Методическое пособие: Советско-германские отношения накануне ВОВ // Лидер в образовании. № 7, 8 [текст]. 2006, стр. 35-36.
  2. Методическое пособие: Личность Александра Третьего// Учительская газета, [текст]. 2006.
  3. Методическое пособие: Рабочая тетрадь. Православие и русская культура. [текст]. Ростов, 2007.
  4. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках истории в общеобразовательной школе в урочное и внеурочное время// из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию. ИРО. [электронный ресурс]. Ярославль, 2007.
  5. История Углича XX века – история Православной Церкви: новомученики и исповедники российские//Духовно-нравственное воспитание детей: из опыта работы образовательных учреждений Ярославской области [электронный ресурс]. Ярославль, 2009.
  6. Старина и святыни Углича (заочная экскурсия для учащихся)//Духовно нравственные традиции русской культуры: программа и методическое пособие/под ред. С.Б.Рябчиковой [текст]. Ярославль, 2009. Стр. 399-406.
  7. Культуросообразный подход к изучению истории в аспекте ценностной проблематики //Ярославский Педагогический Вестник [текст]. № 1, 2009.
  8. Исторический анализ деятельности П.А. Столыпина в рамках культурологической парадигмы// [текст]. Хронотоп рубежей, 2009.
III. Описание опыта
Опыт работы начал активно применяться педагогом с 2005 года и ставит цель активизацию исторической памяти на основе традиционной, национальной аксиологии, духовной, исторической, лингвистической преемственности поколений в сознании учащихся, развития исторического мышления. Реализовывать потенциал данных явлений в образовательном процессе позволяет культуросообразный подход по организации гуманитарного образования, который является одним из новых в системе школьного образования. Интегративный подход к организации образования развит в научных школах ярославских университетов, в частности ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и во многом носит преемственный характер. Направлен на решение следующих вопросов:
  1. выбора оптимальных вариантов профессионального методического сопровождения курса для поддержания заинтересованности, активности в учащихся в условиях:
    • загруженности информационного образовательного пространства школы;
    • нацеленности на профильное математическое образование;
    • закономерного отрыва учащихся от бытовой, социальной, духовной традиционной среды;
    • отсутствия целостной картины о культурных особенностях развития России;
    • вытеснения духовного пространства русской речи лексикой «нью эйдж», российским «новоязом»;
  2. грамотного соотношения обучающих и воспитательных задач через использование разнообразных форм обучения, направленных на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности учащихся.

За несколько лет практической реализации опыта сложилась определенная система работы, обобщение которой легло в основу создания рабочей тетради «Православие и русская культура». При реализации опыта педагог исходит из того, что знание исторических основ культуры народов России крайне важно заложить в школьном возрасте, так как именно в осознании своих корней, восприятии себя как части великой национальной истории заложен огромный воспитательный потенциал. Изучение православной культуры способствует воспитанию патриотизма, личной ответственности за судьбу Отечества и сохранению историко-культурного и духовного наследия народа, формирует нравственные основы личности. Преподавание учебного курса «Православная культура» не противоречит принципу отделения религиозных организаций от государства, так как осуществляет светское культурологическое образование. Культуросообразный подход является механизмом решения задач духовно-нравственного воспитания. Комплексный и системный культуроориентированный подход к организации исторического образования позволяет решать следующие задачи:

  • Формировать целостную систему знаний у учащихся в данной плоскости, даже в условиях содержательного разрыва культуроориентированных тем.
  • Сочетать нравственно – патриотическое воспитание и активный отдых.
  • Приобщать детей к освоению культурного пространства России, понимания ее самобытности.
  • Развивать качества, необходимые для дальнейшей социализации учащихся: коммуникативность, творческий поиск.
  • Гармонично сочетать общеобразовательные задачи.
  • Формировать личностную, гражданскую установку учащихся
  • Повышать познавательный интерес у учащихся к предмету.
  • В ходе подобных уроков происходит более разносторонний анализ материала, что сказывается на качестве его освоения, что при помощи аксиологически выверенных приемов может служить цели гуманитаризации образования.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Федеральный, региональный, муниципальный уровень. Публикации, методические пособия, конференции, чтения, конкурсы, семинары.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Научный руководитель: Злотникова Т.С., доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, заслуженный деятель культуры РФ.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методические рекомендации
  • Рабочая тетрадь
Личные инструменты