Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Байбородова Людмила Васильевна, Мякина Валентина Васильевна, Репина Алевтина Валентиновна | Мокеевская средняя общеобразовательная школа Ярославского МР 150527, Ярославская обл., Ярославский район, д. Мокеевское, д. 33, | Авторский коллектив
|
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Воспитание гражданской идентичности сельских школьников. |
2. Источник изменений | В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. |
3. Идея изменений | Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. Проблема формирования гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением новой парадигмы образования. Выпускники сельской школы должны уметь жить в условиях обостренной социальной и материальной неопределенности, решать задачи организации новых форм хозяйствования на селе, в том числе, и негосударственных форм. Поэтому педагогическим коллективам необходимо использовать эффективные комплексные педагогические средства, которые способствуют воспитанию гражданской идентичности школьников в условиях села. |
4. Концепция изменений | Авторским коллективом разработана общая модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, которая стала ориентиром для создания моделей в каждой школе, с учетом условий, ресурсов школы и социума, с определением специфичных элементов компонентов предложенной модели для конкретного учреждения. |
5. Условия реализации изменений | Владение педагогом современными образовательными технологиями. |
6. Результат изменений | Формирование и развитие гражданской идентичности сельских школьников. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
В учебно-методическом пособии представлена модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, состоящая из следующих компонентов:
Стратегическая цель: формирование готовности школьников к реализации социальной роли гражданина, жителя и труженика сельской местности.
- Формирование гражданской ответственности. - Формирование гражданского долга. - Воспитание исторической памяти. - Воспитание патриотизма. - Воспитание заботливого хозяина земли, труженика села. Содержание воспитания гражданской идентичности представлено следующими видами деятельности, позволяющими комплексно и эффективно использовать ресурсы сельского социума: - информационно-образовательной деятельностью, - поисково-исследовательской деятельностью, - краеведческой деятельностью, - экскурсионной деятельностью, - трудовой деятельностью, - оздоровительной деятельностью. Среди различных видов деятельности особо выделяется трудовая деятельность, так как правильно организованный общественно-полезный труд, существенно влияет на формирование гражданской идентичности детей.
К эффективным средствам воспитания гражданской идентичности во всех сферах деятельности относятся различные исследовательские технологии и, прежде всего, технология проектной деятельности, связанная с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта. Доминирующими методами формирования гражданской идентичности являются исследовательские, творческие, практико-ориентированные, проблемные.
Для отслеживания результатов воспитания гражданской идентичности определены критерии и показатели, а также методики, их замеряющие. При этом учитывается структура замеряемого качества, задачи, содержание воспитания данного качества.
В структуре гражданской идентичности выделяются следующие компоненты:
- познавательный, или когнитивный;
- мотивационно-ценностный;
- поведенческий, или операционально-деятельностный;
- личностный.
В пособии представлен опыт использования основных комплексных средств, которые выполняют множество образовательных и воспитательных функций, интегрируют ресурсы учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | М.И. Рожков, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор ЯГПУ;
О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук, директор средней общеобразовательной школы № 87 г. Ярославля |
Материалы представленного опыта находятся в ГОАУ ЯО ИРО "Центр развития инновационной инфраструктуры"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 318