Развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста

Материал из BANK
Версия от 09:31, 3 сентября 2013; Naumova (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Соколова Ирина Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад № 106 г. Рыбинска
152930, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Ворошилова, д. 22а.
Педагог-психолог
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Источник изменений Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческого мышления, которые течением времени постепенно утрачиваются. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны.
3. Идея изменений Формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления посредством систематической специально организованной деятельности.
4. Концепция изменений Развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада обычно рассматривается только в контексте работы с детьми. Педагогом разработана программа по развитию творческого мышления и воображения старших дошкольников «Зеленая шляпа». Важным компонентом программы является работа с педагогическим коллективом и родителями, направленная на повышение их компетентности в вопросах развития творческого мышления детей и развитие творческих способностей взрослых.
5. Условия реализации изменений Наличие программы.
6. Результат изменений Развитие у детей способности к образной и вербальной разработке деталей с символическим и семантическим содержанием. Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах развития творческих способностей детей.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Сборник материалов «Из опыта работы по реализации целевой городской программы «Одарённые дети» на 2008-2012 годы. Выпуск 1».
III. Описание опыта
Для осуществления творческого самовыражения необходимо овладение культурными нормами, принятыми в обществе, которые являются, с другой стороны, материалом или трамплином в дальнейшем личностном развитии. Педагогом разработана программа «Зелёная шляпа», в которой использованы материалы программы развития творческого мышления З.В. Шашковой, а также программы А.Ю.Капской и Т.Л. Мирончик «Планета чудес». В разработанную программу включены элементы ТРИЗ, игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения у дошкольников в различных видах деятельности, с учётом актуальных целей и задач дошкольного учреждения.
Программа реализуется по четырём направлениям:

I направление: комплексная диагностика уровня развития творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста, а также диагностика творческого потенциала педагогов. Составлен комплекс психодиагностических методик обследования творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста.
II направление: организация и проведение занятий с детьми, основа которых - творческие задания. Основу содержания этого направления реализации программы составляют:

  • игры и упражнения по развитию творческого мышления и воображения у дошкольников в различных видах деятельности;
  • вопросы и задания по сказкам;
  • циклы заданий «Дорисуй-ка», «Фабрика игрушек», «На что это похоже», «На неведомых дорожках» по З.В.Шашковой;
  • метод сказкотерапии;
  • методы арттерапии;
  • метод игротерапии.

III направление: повышение творческого потенциала педагогического коллектива. В программу включены тренинговые упражнения для педагогов, направленные на повышение их собственного творческого потенциала.
IV направление: проведение просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями по вопросам выявления и развития детской интеллектуальной одаренности и творческого мышления. В данном направлении педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые консультации для родителей воспитанников, анкетирование родителей и педагогов, семинары, а также информационно-просветительскую деятельность - тематические выпуски буклетов, листовок, газет.
Направленная систематическая работа создает благоприятные условия для развития творческого мышления, удовлетворяет человеческую потребность - потребность в самореализации.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного конкурса «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», 2012 год.

Материалы находятся в ГОАУ ЯО ИРО, каб. 307.

Личные инструменты