Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Соколова Ирина Михайловна Муниципальное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа Первомайского МР
152450 Ярославская область, Первомайский район, с. Кукобой, ул. Школьная, д. 2
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
2. Источник изменений Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.
Возникает необходимость поиска принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
3. Идея изменений Успешное включение младших школьников в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности через безотметочное обучение.
4. Концепция изменений Учителем создана система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
5. Условия реализации изменений Владение учителем технологиями развивающего обучения.
6. Результат изменений Рост личностного развития младшего школьника.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и является необходимой частью обеспечения качества образования.
В начальной школе учитель использует три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание и итоговое оценивание. В качестве педагогической диагностики стартовой готовности использует материал М.Р. Битяновой. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути развития универсальных учебных действий и эффективности собственной педагогической деятельности использует мониторинг.
В первом классе учитель проводит две диагностические процедуры: в сентябре (на 3-4 неделе обучения)– методика «Школьный старт», позволяющая исследовать готовность ребенка к успешному освоению планируемых предметных действий и достижению результатов по формированию универсальных учебных действий, поставить педагогические задачи на адаптационный период Главное назначение – информационная поддержка работы самого педагога, передача ему в руки бесценных данных о развитии обучающихся и эффективности своей деятельности. В апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год
Предметом мониторинга развития метапредметных универсальных учебных действий учащихся 1 класса являются восемь умений:
  • регулятивные УУД (планирование и оценка);
  • познавательные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Для выявления уровня развития метапредметных УУД учащихся 1 класса используется специальная форма – «Рабочая тетрадь» (Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. Учимся учиться и действовать).
Для проведения самооценки на уроках учитель использует инструменты: светофор, оценочная лесенка, оценочные шкалы.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения педагог применяет метод, основанный на вопросах для самоанализа. В первом классе использует «Дневник настроения». Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений» каждого ребенка. В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года оформляется оценочный лист. В нем отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Педагогом отработаны формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни: «Тетрадь открытий», «Портфель достижений ученика».

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Бородкина Наталья Вячеславовна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО ИРО

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты