Формирование субъектной позиции старшеклассников средствами правового образования

Материал из BANK
Версия от 08:54, 22 августа 2013; Naumova (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Формирование субъектной позиции старшеклассников средствами правового образования (в рамках изучения элективного предмета «Основы правоведения»)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Кужина Светлана Владимировна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 г. Рыбинска
152900, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Моховая, д. 18.
Учитель обществознания и права
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Формирование субъектной позиции старшеклассников средствами правового образования (в рамках изучения элективного предмета «Основы правоведения»).
2. Источник изменений В современных условиях одним из приоритетов обновления содержания образования в российских школах является формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правоотношений, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школьному правовому образованию. К сожалению, в ходе начавшейся реформы объём правового блока значительно сократился; темы правового характера, главным образом из сферы конституционного права и прав человека, преподаются в рамках разделов интегрированного курса обществознания. В принятом Минобразования РФ в 1995 г. Базисном учебном плане исключен курс «Основы государства и права», который способствует формированию необходимой компетентности в этой сфере жизни и формирования субъектной позиции старшеклассников.
3. Идея изменений Формирование субъектной позиции старшеклассников средствами правового образования.
4. Концепция изменений Практика образования, подготовки молодых людей в демократических, цивилизованных странах показывает, что правовое обучение и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место: школьники должны знать основные механизмы правового регулирования общественной и личной жизни, свои права и обязанности, учреждения, в которые можно обратиться в случае нарушения законных интересов.
Естественно, что и в нашей стране, вставшей на путь демократического развития, придётся решать подобные проблемы. Вот почему сейчас одним из актуальных вопросов общего и среднего образования учащихся российских школ становится возрождение правового образования на новой, демократической основе. Большинство специалистов сходится на том, что в школе должен быть полноценный курс правоведения. С целью удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников, ориентированных на получение правового образования учителем разработана программа элективного предмета «Основы правоведения».
5. Условия реализации изменений Наличие программы курса, методических и дидактических материалов.
6. Результат изменений Формирование набора современных ключевых компетентностей в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте Сборник «Программы элективных учебных предметов». Ч.II: сб. программно - метод. материалов/сост. Наумова О.Н., ГОУ ЯО ИРО, 2007 г.
III. Описание инновационного опыта учителя
Программа курса «Основы правоведения» для 10-11 классов рассчитана на 68 часов (1 учебный час в неделю). Программа включает в себя разделы: Пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематический план, поурочное планирование, список предлагаемой литературы. В содержании программы раскрываются темы:
  • Право в системе социального регулирования.
  • Нормы права. Формы права.
  • Право, правосознание и правовая культура.
  • Система права.
  • Правоотношения. Законность и правопорядок.
  • Правонарушения и юридическая ответственность.
  • Основы конституционного права.
  • Основы гражданского права.
  • Основы семейного права.
  • Основы трудового права.
  • Основы уголовного права.
  • Основы административного права.
  • Правосудие и система правоохранительных органов в РФ.

В своей работе учитель применяет интерактивное обучение - продуктивное методы, технологии, способствующие вовлечению старшеклассников в активный процесс получения и переработки знаний в рамках изучения элективного предмета «Основы правоведения»:

  • моделирование учебных ситуаций,
  • применение технологии юридических казусов,
  • использование кейс – технологии,
  • проведение межпредметных (право, обществознание, история), лабораторно-практических занятий, *ролевые и деловые игры,
  • методы учебного проектирования.
    Процесс интерактивного обучения правовым вопросам включает в себя:
  • переживание участниками конкретного опыта;
  • осмысление полученного опыта;
  • обобщение (рефлексия) и применение на практике.
    Применение данных технологий позволяет повышать эффективность процесса обучения старшеклассников сложнейшим правоведческим терминам, при этом сами учащиеся становятся активными его субъектами.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Чеканова Нина Васильевна, д.ист.н., заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты