Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Бородинова Любовь Михайловна | Муниципальное образовательное учреждение Сретенская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР 152984, Ярославская область, Рыбинский район, с. Сретенье | Учитель русского языка и литературы |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по учебно-методическому комплекту Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной |
2. Источник изменений | Развитие устной и письменной речи обучающихся» - одна из целей изучения литературы в школе, утвержденных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования. Качественному ее достижению способствует грамотная, четко спланированная деятельность учителя-словесника, способного виртуозно соединить работу по развитию речи с литературным развитием школьников. Учитель литературы в своей работе использует весь комплекс представленных средств в организации работы по развитию речи обучающихся, но при этом сталкивается с рядом проблем. В основном в учебных пособиях упражнения и задания по развитию речи однообразны. Учитель должен проявлять все свое педагогическое мастерство и профессионализм в организации работы по развитию речи. |
3. Идея изменений | Повышение уровня сформированности речевых умений обучающихся посредством орагнизации работы по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной. |
4. Концепция изменений | Авторская программа по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной позволяет по-новому взглянуть на организацию работы по развитию речи обучающихся: цели литературного образования, заявленные в программе, постоянно обращают внимание учителя на развитие речи в различных формах, в программе указано точное количество часов на развитие речи. Задания по развитию речи, представленные в учебнике, разнообразны, интересны, но методические рекомендации по системному развитию речи обучающихся в авторской программе отсутствуют. Педагогом составлены методические рекомендации по развитию речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по учебно-методическому комплекту Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной. |
5. Условия реализации изменений | УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной. |
6. Результат изменений | Повышение уровня сформированности речевых умений. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Учителем составлено примерное планирование уроков развития речи в 5 классе по УМК под редакцией Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной по шести разделам: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Басня», «Лирическое стихотворение», «Роман, повесть, рассказ». В разделах «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Лирическое стихотворение» учитель планирует по 1 уроку развития речи; в разделе «Роман, повесть, рассказ» - 2 урока. Для развития устной и письменной речи обучающихся учитель на уроках литературы использует следующие виды заданий: *работа со словом, определение его значения; *работа с текстом; *работа с иллюстрациями учебника; *создание собственных произведений (книжки-малышки, загадки, сказки, стихотворения). Особенностью работы учителя по развитию речи на уроках литературы в 5 классе является: 1. работа по развитию речи проводится ежеурочно (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы); 2. применяются разнообразные формы работы по развитию речи, соответствующие возрастным особенностям учащихся: все виды пересказа; выразительное чтение, в том числе наизусть; медленное чтение с комментированием; составление ответа на вопрос; составление собственного текста и т.д. (традиционно, в соответствии с методикой преподавания литературы); 3. обязательное использование учебника, который предоставляет учителю богатый методический аппарат для организации работы по развитию речи (что не нарушает авторской концепции). Авторы УМК в содержание заданий заложили основные виды работы по развитию речи учащихся: работа со словом; работа с текстом художественного произведения; работа с иллюстративным материалом; творческая работа; виды письменных работ. Учитель дополняет виды письменных работ конкретными предложениями: на материале какого произведения рассматривать ту или иную проблематику (виды работ, устных и письменных, учитель планирует в соответствии с уровнем подготовленности класса); 4. применение дополнительного дидактического материала для работы по развитию речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по УМК Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной, не противоречащего авторской концепции. Учителем разработаны конспекты уроков, подобраны специальные методы и приемы, диагностики оценки результатов развития речевых умений и навыков. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012 году. |
Материалы находятся в ГОАУ ЯО «Институт развития образования», каб. 307.