Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Смирнова Светлана Юрьевна | Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Гаврилов-Яма 152240, Ярославская обл., г. Гаврилов-Ям, ул. Чернышевского д. 1. | Учитель математики |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Формирование УУД на уроках математики в свете перехода на ФГОС. |
2. Источник изменений | Целью школьного образования становится не только передача знаний от учителя к ученику, но и формирование умения учиться. Необходимо совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного, познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися. Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежит формирование универсальных учебных действий, имеющее приоритетное значение над узкопредметными знаниями. |
3. Идея изменений | Повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора основе формирования УУД. |
4. Концепция изменений | Математика имеет большие возможности для формирования универсальных учебных действий. Педагог разработал рабочую программу по математике для 6-го класса, которая составлена с учётом формирования УУД. Грамотный подход позволил подобрать содержание, разработать конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий в рамках предмета математика, определить планируемые результаты. |
5. Условия реализации изменений | Личная заинтересованность педагога. |
6. Результат изменений | Повышение качества обучения. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Рабочая программа состоит из следующих разделов: 1. пояснительной записки, в которой указаны нормативная база, место курса в учебном плане, УМК, цели обучения; 2. содержания курса обучения и связь УУД с содержанием курса; 3. требований к результатам освоения курса математики, в том числе личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных), предметных; 4. планируемых результатов изучения математики в 6-м классе, состоящих из блоков: ученик научится, ученик получит возможность научитьс, планируемых результатов освоения программы УУД; типовых заданий на достижения УУД; 5. тематического планирования учебного материала; 6. календарно-тематического планирования; 7. контрольных работ. В рабочей программе учитель представил критерии для проведения диагностики сформированности целеполагания, уровней развития контроля, уровней развития оценки. Для формирования личностных УУД педагог предлагает следующие виды заданий: - решение творческих заданий; - участие в проектах; - выполнение самооценки событий; - ведение дневника (портфолио) достижений; - авансирование успешности результата; - выполнение заданий типа «Персональная исключительность», «Обоснуй мнение»; задания на ЗОЖ по форме и содержанию; - подведение итогов урока. Для формирования регулятивных УУД применяет следующие виды заданий: - проверка домашнего задания; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - выполнение заданий типа «Преднамеренная ошибка», «Почта», «Верю – не верю!», «Ищу ошибки», «Кольцовка»; - заучивание наизусть материала в классе; - контрольный опрос на определенную тему. Для формирования познавательных УУД используются следующие виды заданий: - работа с таблицами, с текстом; - составление и чтение диаграмм; - составление схем – опор; - задания «Лабиринт», «Поиск лишнего», «Найди отличие», «Цепочки», «Понятие для инопланетян»; - поиск по причине заключения и обратно, поиск причины по заключению. Для формирования коммуникативных УУД использует следующие задания:
- составь задание партнеру;
- составь отзыв на работу товарища, дай рецензию на ответ одноклассника;
- групповая работа по выполнению заданий, составлению вопросов, созданию кроссвордов;
- организация диалога (работа в паре);
- задания «Отгадай, о чём говорится», «Какая идея лучше?». |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», 2012 год. |
Материалы находятся в ГОАУ ЯО «Институт развития образования», каб. 307.