Познавательная активность как средство формирования социальной компетентности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках биологии

Материал из BANK
Версия от 12:09, 4 марта 2013; Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Познавательная активность как средство формирования социальной компетентности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках биологии

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Прокофьева Светлана Сергеевна Муниципальное образовательное учреждение Середская средняя общеобразовательная школа Даниловского МР
152061, Ярославская обл., Даниловский р-н, с. Середа, ул. Октябрьская, д.34
Учитель биологии
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Познавательная активность как средство формирования социальной компетентности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках биологии.
2. Источник изменений В настоящее время широко обсуждается проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений. В этой связи весьма актуален и вопрос обучения в них детей с нарушенным интеллектом, связанный с их подготовкой к жизни в обществе. В этом контексте образование детей с особыми образовательными потребностями становится направленным социальным взаимодействием, в основе которого лежит намерение оказать помощь ребенку в развитии и реализации всех его возможностей, т.е в формировании социальной компетентности обучающегося.
3. Идея изменений Формирование социальной компетентности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках биологии через развитие познавательной активности.
4. Концепция изменений Учитывая особенности обучающихся с нарушением интеллекта, учитель строит учебный процесс так, чтобы одновременно с обучением происходила активизация познавательной деятельности, коррекция отклонений умственного развития детей и применение полученных общеучебных умений и навыков в жизни. Учителем разработан методический материал (проекты уроков биологии) с применением приемов, методов и форм активизации познавательной деятельности, составляющих основу успешного формирования социальной компетенции обучающихся.
5. Условия реализации изменений Наличие дидактических материалов.
6. Результат изменений Положительная динамика в социальной адаптации обучающихся.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Учителем определен набор методов, форм и приемов, которые позволяют формировать социальную компетентность воспитанников при изучении биологии и активизировать их познавательную деятельность. Выделены 3 метода обучения, которые педагог использует при обучении биологии детей с нарушением интеллекта: репродуктивный метод, частично-поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод.
Определенную роль при организации обучения с использованием репродуктивного метода играет алгоритмизация обучения. Использование репродуктивного метода приводит к обогащению учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития способностей. На этом уровне учитель применяет следующие формы работы:
- дидактическая игра (одна из разновидностей – сюжетно-ролевая ситуация)
- групповая работа на уроке по многим составляющим: содержание учебного материала, наличие дидактического материала, биологического оборудования, близости учащихся, особенно сельских к природе
- занимательный материал способствует развитию мышления, восприятия, т.к. красочно представленный и необычный вид побуждает к действию – найти правильный ответ, сообразить, фантазировать.
При использовании частично-поискового метода предполагается выполнение таких заданий учащимися, в ходе которых нужно установить причинно-следственные связи в знаниях, полученных ранее. Учителем используются схемы, таблицы, опорные алгоритмы и конспекты, работа с натурными объектами.
Применение исследовательского метода способствует развитию мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование и т д). Учитель использует одну из форм этого метода - проектную деятельность учащихся, которая проходит с организационной, направляющей, координирующей и контролирующей ролью учителя.
Кроме этого на уроках в зависимости от ситуации и при необходимости учитель использует приемы: стимулирование, авансирование, создание ситуации успеха.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012 году.

Материалы находятся в ГОАУ ЯО «Институт развития образования», каб. 307.

Личные инструменты