Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Петрова Екатерина Анатольевна | valign="top"Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 51, г. Рыбинска 152912, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 2 а. | Инструктор по физической культуре |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики. |
2. Источник изменений | По данным ряда медико-педагогических исследований интеллектуальная нагрузка значительно превосходит физическую. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время их пребывания в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Назрела проблема поиска путей физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как к жизненной потребности. Это нашло отражение в новых программно-нормативных документах Министерства образования РФ: Национально-образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования второго поколения, Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. |
3. Идея изменений | Гармоничное двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста через оптимизацию соотношения двигательной, художественной, интеллектуальной, коммуникативной деятельности дошкольников. |
4. Концепция изменений | Педагогом создана в дошкольном учреждении социально-педагогическая среда (ряд условий), ориентированная на развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики, включающая: * пакет методических материалов: музыкально-ритмические композиции, цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Мир танца»; * наглядный материал для работы с дошкольниками: картотека стретчинговых образных упражнений, книги-сказки с образными стретчинговыми упражнениями; * рабочую программу по ритмопластике; * детско-родительский клуб «Спорттанцы». |
5. Условия реализации изменений | Четко организованная система работы, включающая работу с детьми, родителями, педагогами, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также наличие программно-методической и материальной базы. |
6. Результат изменений | Стабильно высокий рост уровня развития физических качеств. У детей значительно развились сила, выносливость, ловкость, гибкость, координация движений. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста педагог включает средства ритмопластики в образовательный процесс. Из 3 физкультурных занятий, предусмотренных для данного возраста, одно выстраивается на средствах ритмопластики. Каждое занятие имеет единый алгоритм построения и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть содержит упражнения, воздействующие на весь организм ребенка. Это строевые упражнения, прыжковые движения, различные виды шага и бега. Цель этих упражнений - развитие ловкости, координации движений ребенка, ориентировки в пространстве. Движения связывают с яркими музыкальными образами (галоп лошадки, крадущиеся кошки и т. д.), в этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела. В начале основной части следует музыкально-ритмическая композиция. В заключительной части идет восстановление организма после физических нагрузок, используется релаксация и самомассаж. Отдельным блоком в работе выступает организация деятельности с родителями и педагогами. Для этого нами был создан детско-родительский клуб «Спорттанцы» При осуществлении взаимодействия с родителями используются следующие формы работы: *родительские собрания; *мастер-класс на тему «Движение - это жизнь»; * конкурс семейной фотографии «Танцующие родители»; * практические задания по поиску нового материала;* совместные досуги: «Расскажи сказку телом», «Мама, папа, я – танцующая семья» и др.; * семинар-практикум на тему «Игровой самомассаж»; * консультации на темы: «Куда отдать ребенка танцевать?», «Развитие двигательной активности - залог полноценного развития ребенка». Работа с родителями проводится в тесной взаимосвязи со специалистами и педагогами дошкольного учреждения. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного конкурса «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», 2012 год. |
Материалы находятся в центре организационного обеспечения ГОАУ ЯО ИРО, каб. 307.