Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Сообщество»

Материал из BANK
Версия от 06:26, 10 октября 2012; Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Сообщество»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Лагутина Ирина Николаевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Теремок» г. Углича
152613, Ярославская область, г.Углич, ул.Зины Золотовой, д.31а
Воспитатель
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Сообщество»
2. Источник изменений Необходимость в обеспечении содержания экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках про-граммы «Сообщество» с учетом специфики программы.
Изменились целевые ориентации: изменились требования к выпускнику ДОУ.
3. Идея изменений Новизна работы заключается в создании методических рекомендаций по осуществлению экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Сообщество».
Идея изменений относится к наполнению содержанием экологического образования и организации учебного и воспитательного процесса детей в рамочной программе «Сообщество».
Суть изменений: экологическое образование становится деятельно-развивающим, формирует личные качества ребенка, при этом основано на сотрудничестве с педагогом, другими детьми, родителями.
4. Концепция изменений Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации образовательного и воспитательного процесса, когда старшие дошкольники включаются в активную поисковую деятельность, проявляющие интерес и желание самостоятельно решать проблемы. Поэтому педагог организует развивающую среду, где каждый центр активности обеспечивает экологическое воспитание детей. Использование самой технологии «Сообщество» раскрывает перед каждым ребенком использования личного опыта и способностей и реализации себя в познании.
5. Условия реализации изменений Педагог расширил и обогатил развивающую среду, что позволило более продуктивно осуществлять образовательный процесс. Систематизировал имеющийся опыт по экологическому воспитанию, изучил психологические особенности детей старшего дошкольного возраста более углубленно. Наряду с этим утвердился в знании и применении в работе с детьми современных педагогических технологий, повысил свой профессиональный уровень, усовершенствовал организацию конструктивного взаимодействия с родителями.
6. Результат изменений Позитивная динамика уровня развития отношения старших дошкольников к объектам природы. Активность участия родителей в экологических праздниках, развлечениях, акциях, проведении экскурсий. Участие детей в конкурсах на эколого-краеведческие темы. Обмен опытом с коллегами на педсоветах.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Участие во II Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку по экологической проблематике (специальный диплом, 2010 год).
III. Описание опыта
Цель опыта: организация экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Сообщество», с вытекающими отсюда задачами:
  • выявить условия экологического воспитания;
  • выявить уровень экологической культуры детей данного возраста;
  • охарактеризовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую воспитание и развитие детей;
  • описать педагогический процесс по экологическому воспитанию;
  • дать методические рекомендации по экологическому воспитанию в рамках «Сообщество».

С 2008-2010 гг. педагог работает по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Сообщество». Учитывая, что программа рамочная, определила для себя необходимость системы работы по формированию начал экологического воспитания и образования дошкольников. Началом работы послужило выявление недостаточных условий экологического воспитания. Ввиду того, что вся организация опыта поставлена с учетом использования технологии «Сообщество», ведущим средством оптимизации экологического воспитания является развитие познавательного интереса к объектам живой и неживой природы. В группе, где работает педагог, создана экологическая развивающая среда. Все центры активности оснащены материалами, обеспечивающими поисковую, познавательную, экспериментально-опытническую деятельность детей как совместную с педагогом, так и самостоятельную.
Педагог широко использует метод проектов, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, как способ поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели, где отражается: тема занятий, понятия, которые изучаются в ходе реализации проекта, необходимые материалы. Темы проектов разные, основанные на интересах детей. Дети делают открытия, экспериментируют. Имеющаяся практика работы в данном направлении позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в работе с детьми – это стимулирует мыслительную деятельность, развивает логическое мышление. Дети учатся и решают проблемные задачи, устанавливают причинно-следственные связи, что наблюдается на занятиях, целевых прогулках и на других мероприятиях. Педагог имеет достаточный опыт по вовлечению родителей в сотрудничество с коллективом детского сада по вопросам экологического воспитания. Проведение диагностики и анкетирования родителей позволило педагогу спланировать работу по экологическому воспитанию и определить задачи, конкретизируя их на всем этапе. Можно сказать, что повысился уровень осознанного отношения к вопросам экологического воспитания родителей, о чем свидетельствует их активность в совместных мероприятиях с детьми. Свой имеющийся опыт педагог представила педагогическому коллективу МДОУ д/с № 15 «Теремок».

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.

Сайт МДОУ д/с №15 «Теремок».
Адрес сайта: http://76204teremok.edusite.ru/

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Научный руководитель: Ефимова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры детской педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Приложения
Личные инструменты