Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Овсянникова Ольга Геннадьевна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Тутаева, 152300 Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Моторостоителей, д. 54. | Учитель начальных классов |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке открытия нового знания в курсе преподавания математики в условиях реализации дидактической системы «Школа 2000…» |
2. Источник изменений | Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Необходимо развивать у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формировать умение учиться. |
3. Идея изменений | Использование деятельностного метода обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников. |
4. Концепция изменений | Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Дидактическая система деятельностного метода ориентирована на ценности саморазвития личности. Реализация технологии деятельностного метода обеспечивает системное включение ребенка в самостоятельное построение им нового знания и позволяет сформировать у него деятельностные умения. В своей работе учитель использует деятельностный метод обучения «Школа 2000…». Вместе с ним используются элементы трех технологий: коллективные способы обучения, лично-ориентированное развивающее обучение, уровневая дифференциация обучения (КСО, ЛОРО, УДО) для оптимизации построения образовательного процесса. Использование различных приемов данных технологий на определенных этапах урока усиливает реализацию индивидуального подхода к обучающимся. Учителем разработаны проекты уроков математики с использованием деятельностного метода, позволяющего формировать универсальные учебные действия у обучающихся, а так же разработаны конкретные образцы методического сопровождения таких уроков. |
5. Условия реализации изменений | Использование УМК «Школа 2000…» и «Школа 2100». Владение учителем методикой преподавания по технологии деятельностного метода обучения, диагностикой усвоения новых знаний обучающимися. |
6. Результат изменений | Ученики имеют хорошие знания по предметам, показывают высокие результаты в обучении. По итогам внешнего мониторинга уровня учебных достижений по русскому языку за курс начальной школы по материалам ГУ ЯО ЦОиККО за 2007г. – учащиеся показали хорошие результаты: – справляемость с работой – 100% (по области 95,4%), успешность (на»4»-«5») – 61,4% (по области 41,3%). Результаты уровня обученности и динамики изменения качества знаний полностью соответствуют особенностям развития познавательной сферы обучающихся. Результат деятельности можно считать положительным, т.к. 52% учащихся окончили начальную школу на «хорошо» и «отлично», при этом лабораторией мониторинга деятельностных умений (АПК И ППРО РФ) в процессе исследований была выявлена значительная положительная динамика развития. |
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Структуру учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных шагов, называют технологией деятельностного метода обучения, в условиях реализации которой и осуществляется формирование деятельностных умений учащихся. Учитель придерживается структуры урока открытия нового знания, разработанной в Ассоциации «Школа 2000…», которая включает 9 последовательных этапов, позволяющих формировать деятельностные умения обучающихся.
Важнейшую роль в формировании универсальных учебных действий обучающихся играет диагностика различных уровней их сформированности. Для проведения диагностики учитель использует инструментарий, разработанный лабораторией Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Экспертное заключение при аттестации на высшую квалификационную категорию |
7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив: