Формирование мотивационной готовности к школьному обучению посредством проектной деятельности

Материал из BANK
Версия от 06:16, 10 октября 2012; Naumova (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению посредством проектной деятельности

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Трухлова Юлия Ефимовна Муниципальное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 г. Рыбинска

152900, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Орджоникидзе, д. 17

Педагог - психолог
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Формирование мотивационной готовности к школьному обучению посредством проектной деятельности
2. Источник изменений Мотивационная готовность к школе является одним из важных аспектов образования в рамках психологической готовности детей к школе. Ее развитие необходимо для успешной учебной деятельности ребенка, скорейшей адаптации к новым социальным и жизненным условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений, развития потребности в достижении успехов, сформированности иерархии мотивов, получения информации об окружающем мире.
3. Идея изменений Основная идея данной разработки - внедрение модели психолого-педагогического процесса, направленного на формирование мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению посредством проектной деятельности.
4. Концепция изменений Диагностика мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению. Формирование положительного отношения к школе через систему разнообразных форм и методов работы в рамках цикла проектов «Скоро в школу». Научная новизна методической разработки состоит в том, что успешно решена задача подбора комплекса психодиагностических методик; продемонстрированы возможные варианты построения детских проектов.
5. Условия реализации изменений Владение педагогом проектными технологиями с использованием интерактивных методов обучения. Учебно-методическое обеспечение занятий.
6. Результат изменений Диагностическое обследование позволило выявить, что у детей после реализации цикла проектов «Скоро в школу» доминируют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, наблюдается перераспределение сфер проявлений интересов дошкольников, положительная мотивационная установка.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Концепция современного образования, заявленная в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», обуславливает внесение корректив в систему подготовки подрастающего поколения к жизни.

Результаты психолого-педагогических исследований подтверждают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Однако все чаще педагоги-практики обращают внимание на трудности, переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что дети далеко не всегда всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе; поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одна из них, нам видится, - в отсутствии или несвоевременной психологической помощи, которая основывается на выявлении и формировании мотивации к обучению. В ходе нашего наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в МОУ центре развития ребёнка – детском саду № 22 г. Рыбинска выявлено, что встречается низкая мотивация, отрицательная оценка эмоционального отношения к поступлению, будущему обучению в школе, а также не у всех детей сформирована «внутренняя позиция школьника». Исходя из этого, была поставлена цель: спроектировать модель психолого-педагогического процесса, направленного на формирование мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, на основе проектной деятельности. В процессе работы была спроектирована модель психолого-педагогического процесса формирования мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, где определен алгоритм последовательных этапов, задачи и содержание проектной деятельности:
I этап. Исходная диагностика уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.
II этап. Определение задач по дальнейшей апробации содержания методов и форм работы по воспитанию положительного отношения к школе.
III этап. Реализация цикла проектов «Скоро в школу», направленных на формирование личностной готовности дошкольников к школьному обучению.
IV этап. Определение эффективности использования проектной деятельности на основе итоговой диагностики.

С помощью созданной модели образовательного процесса педагоги смогут апробировать нетрадиционную форму реализации проекта с использованием интерактивных методов обучения, включением информационных технологий.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия регионального конкурса "Лучший воспитатель дошкольного учреждения" – 2010 под председательством Груздева М.В.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Описание методики
  • Приложения
Личные инструменты