Использование образовательных ресурсов сельского социума при обучении биологии и химии

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Использование образовательных ресурсов сельского социума при обучении биологии и химии в разновозрастных группах в малокомплектной сельской школе

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Пугачева Галина Васильевна Муниципальное образовательное учреждение Ананьинская основная общеобразовательная школа Ярославского муниципального района

150526, Ярославская область, Ярославский район, д. Ананьино, ул. Садовая, д. 1

Учитель биологии
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Использование образовательных ресурсов сельского социума при обучении биологии и химии в разновозрастных группах в малокомплектной сельской школе
2. Источник изменений Исследования показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских; успеваемость, качество образования чаще всего уступают городским обучающимся.
На организацию учебного процесса в сельской школе влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга - более существенным. Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы необходимо учитывать при организации учебного процесса.
3. Идея изменений Повышение эффективности образовательного процесса в малокомплектной сельской школе через привлечение ресурсов социума.
4. Концепция изменений Привлечение к организации учебной деятельности родителей, местное население, специалистов местных предприятий и хозяйств позволяет разнообразить учебный процесс, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ребенка, способствует успешной социализации школьников. Педагогом разработана система привлечения ресурсов сельского социума как в урочную так и во внеурочную и внеклассные деятельности.
5. Условия реализации изменений Налаженные связи школы с социумом.
6. Результат изменений Усиление практической направленности учебного процесса, развитие мотивации учения, включение обучающихся в решение актуальных проблем села, местного производства, выявление и развитие профессиональных интересов.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Использование образовательных ресурсов сельского социума для повышения воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах [Текст]: методические рекомендации / коллектив авторов; под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008.
III. Описание опыта
Взаимодействие школы и окружающей среды является благоприятным условием эффективного нравственного и гражданского формирования личности, т.к. педагогика окружающей среды – это, прежде всего, деятельностная педагогика.
Педагогом определены ресурсы социума (специалисты местных предприятий, хозяйств, учреждений культуры, фельдшерско-акушерских пунктов), с которыми наиболее эффективно осуществляется взаимодействие как в урочной, так во внеурочной и во внеклассной деятельности для обогащения содержания, расширению контактов детей, разнообразия способов организации учебных занятий, экскурсий, конференций.
Учитель выделяет наиболее эффективные формы участия родителей и специалистов в учебном занятии: рассказ, беседа, консультирование, оценивание работы, подготовка заданий, задач, вопросов для викторин, составление кроссвордов, руководство практической работой, работа в группах, парах обучающихся, индивидуальная работа с ребенком.
Особое значение педагог уделяет организации совместной деятельности обучающихся и родителей. Формы привлечения родителей:проведение экскурсий, участие в подготовке и проведении урока, организация внеклассного мероприятия по предмету, разработка семейных проектов, составление кроссвордов, ответы на вопросы викторины, проведение различных конкурсов. В школе имеется опыт организации родительских дней, когда все уроки готовятся и проводятся родителями.
Учителем разработан Примерный план привлечения специалистов к занятиям химии в 8,9 классах, планы и конспекты уроков с привлечением специалистов социума.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Немцева Татьяна Васильевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка




Личные инструменты