Использование технологии проектов во внеурочной работе по истории

Материал из BANK
Версия от 06:02, 30 ноября 2011; Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Использование технологии проектов во внеурочной работе по истории

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Ефимова Ольга Васильевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 им. В.Н. Лататуева г. Ярославля
150030, г. Ярославль, ул. Гоголя, д. 7.
Учитель истории и обществознания
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Использование технологии проектов во внеурочной работе по истории (в условиях перехода к ФГОС второго поколения).
2. Источник изменений В требованиях ФГОС к выпускникам старшей школы ключевое значение приобретают аналитические умения, а также способы деятельности, связанные с продуктивными методами обучения (устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения и др.). В условиях сокращения часов на преподавание истории и заметном расширении требований к выпускникам школ на практике реализовать положения стандарта становится проблематично. Поэтому, учителя пристальное внимание уделяют внеклассной работе. Наиболее перспективной технологией, позволяющей в реальном учебно-воспитательном процессе достичь результатов, закрепленных стандартом, является технология проектов.
3. Идея изменений Повышение интереса к предмету и развитие у обучающихся исследовательских навыков через использование технологии проектов во внеурочной работе.
4. Концепция изменений Учитель применяет метод проектов как средство организации урочной и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности с использованием технологии проектов строится через факультативные занятия в 5-7 классах, исторический кружок «Юный краевед» в 8-10 классах и работу историко-краеведческой секции в рамках деятельности школьного научного общества.
5. Условия реализации изменений Мультимедийные ресурсы, ресурсы Интернет.
6. Результат изменений Развитие познавательных способностей школьников, их самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Участие и стабильно высокая результативность школьников в конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Учитель организует в 5-7 классах проектную деятельность по истории на факультативных занятиях. Каждый проект соотносится с определенной темой и может разрабатываться в течение четверти или учебного года. Осуществляя эту работу, школьники могут рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, и т.д. Используя метод проектов проводятся и исторические игры. На данном этапе развивается творческая деятельность учащихся, формируются начальные навыки исследовательской работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения.
Обучающиеся 8-10 классов в результате поисково – исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по истории Ярославского края. В рамках деятельности кружка «Юный краевед» были разработаны и апробированы следующие проекты: «Золотой век в истории Ярославля», «Некоторые аспекты исторической застройки Московского проспекта», «Ярославль в годы Великой Отечественной войны», «Гостиницы Ярославля - прошлое и настоящее». В поддержку проектной деятельности учащихся разрабатываются листы с инструкциями по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта. В качестве рефлексии ученикам предлагается вести дневники самоконтроля, в которых они поэтапно отражают свою работу над проектом. В результате данной деятельности формируется устойчивый интерес к изучению родного края, гордость за свою малую родину, развиваются исследовательские навыки, презентационные умения и навыки.
Учащиеся 10-11 классов занимаются в Школьном Научном обществе, в структуру которого входит историко-краеведческой секция. Деятельность секции строится через работу учителя и учащихся над проектом, поэтапного его разбора и консультаций учащихся. Занятия в секции проходят один раз в две недели с октября по апрель. Старшеклассники имеют возможность выбрать тему для создания исследовательской работы, тема задает общее направление проектирования, определяет основное содержание работы. Тема может являться результатом как индивидуального, так и коллективного творческого поиска по выполнению и ее защиты на итоговой школьной научной конференции, которая проходит в форме конкурса проектов. В результате учащимися 10-11 классов были выполнены проекты по темам: «Исторические личности», « Войны XVII – XVIII веков в России», «Отечественная война 1812 года», «350 лет российскому флоту», «Культура и быт второй половины XIX века», «Великая Отечественная война», «Обыкновенный фашизм» и др.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО каб. 418.

Личные инструменты