Применение проблемно-диалогического метода обучения на уроках окружающего мира с использованием краеведческого материала

Материал из BANK
Версия от 10:17, 24 ноября 2011; Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Применение проблемно-диалогического метода обучения на уроках окружающего мира с использованием краеведческого материала

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Хохалева Светлана Владимировна Муниципальное образовательное учреждение Белосельская средняя общеобразовательная школа
152871, Ярославская обл., Пошехонский р-он., с. Белое, ул. Фёдоровская, д. 32.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Применение проблемно-диалогического метода обучения на уроках окружающего мира с использованием краеведческого материала.
2. Источник изменений Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основан на деятельностном подходе. Это значит, что учитель не сможет, как прежде, сказать, что он постарался понятно объяснить детям весь необходимый учебный материал. «Этого мало для успеха его учеников в современном обществе. От учителя будет требоваться организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом, от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в процессе деятельности» (А.А. Вахрушев «Начальная школа плюс до и после» №12, 2009).
3. Идея изменений Развитие познавательной и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся через использование проблемно-диалогического метода.
4. Концепция изменений Программа окружающего мира Образовательной системы «Школа 2100» предполагает использование на уроках проблемно-диалогической технологии изучения нового материала. В соответствии с этой технологией ученики учатся использовать полученные знания в процессе решения сформулированных вместе с учителем главных вопросов урока (проблем) и выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. Формирование целостной картины мира невозможно без использования на уроках краеведческого материала.
Краеведческий материал учебников начальной школы мало ориентирован на знакомство с историей малой родины. Этот дефицит восполняется изучением имеющегося в школе краеведческого материала. Разработано тематическое планирование курса «Окружающий мир» по УМК А.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова и др. ОС «Школа 2100» с использованием краеведческого материала.
5. Условия реализации изменений Владение педагогом образовательными технологиями ОС «Школа 2100».
6. Результат изменений Стабильные результаты успеваемости обучающихся по предмету. Участие обучающихся с исследовательскими работами в районных учебно-исследовательских конференциях школьников «Первые шаги», районных малых Баловских краеведческих чтениях.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте Школьный сайт http://76423s007.edusite.ru/p24aa1.html
III. Описание инновационного опыта учителя
Учитель работает по образовательной системе «Школа 2100», активно применяя в педагогической практике проблемно-деятельностный метод. В течение ряда лет занимается изучением истории родного края и вовлекает в эту деятельность детей в урочное и внеурочное время. Чтобы эта деятельность имела системный подход, учителем разработан цикл уроков с использованием краеведческого материала на весь курс окружающего мира.
Так, в 1 классе темы разделов «Твоя семья и твои друзья», «Что нас окружает», «Живые обитатели планеты», «Времена года» изучаются на основе краеведческого материала: дети составляют рассказы о своей семье, о профессиях села, о занятиях людей в деревне, о пользе сельского труда, составляют сообщения для проведения экскурсий по селу, делают сообщения о природе родного края.
Краеведческий материал во втором классе включен в разделы «Формы земной поверхности», «Земля – наш общий дом». Предполагается сбор информации о реках, протекающих рядом и подготовка сообщений о них, проведение заочных и очных экскурсий по древним городам Ярославской области ми памятным местам Пошехонского района, составление «Красной книги» своей местности.
В 3 классе краеведческий материал представлен в разделах «Экологическая система», «Живые участники круговорота веществ», «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Времена Древней Руси», «Времена Московского государства», «Времена Российской империи», «Времена советской России и СССР». Деятельность обучающихся организуется через сбор материала для сообщений и докладов по темам, работу с семейными архивами, посещение краеведческого музея, монастыря, исследование материалов первоисточников, встречи с жителями села.
В курсе окружающего мира 4 класса материал раздела «Рукотворная природа» дети изучают, знакомясь с историей развития животноводства в селе, исследуют создание яблоневого сада – одной из достопримечательностей села, готовят сообщения и презентации о развитии сельского хозяйства в наши дни. При изучении краеведческого материала учитель организует проблемный диалог, в ходе которого обучающиеся сами формулируют проблему, находят противоречия, выдвигают гипотезу, находят решение проблемного вопроса. В работе приводятся различные варианты постановки учебной проблемы на уроке: создание проблемной ситуации на уроке «с удивлением» («Взаимопомощь в семье» - 1 класс, «Реки и озера» - 2 класс), проблемная ситуация «с затруднением» («Природные часы» - 2 класс), побуждающий к гипотезам диалог («Село, где я живу» - 3 класс), постановка учебной проблемы в форме подводящего диалога, подводящий к знанию диалог («Леса умеренного пояса» - 2 класс), сообщение темы с мотивирующим приемом («Леса умеренного пояса. Растительный и животный мир» - 2 класс).
На уроках окружающего мира дети получают возможность прикоснуться к прошлому родного края, работая с историческими источниками, иллюстрирующими жизнь села в прошлом: историческими картами, архивными данными, письмами, рассказами очевидцев, предметами быта и обихода разных времен, фотографиями, документами, легендами, статьями из газет разных лет. Учитель приучает пользоваться различной дополнительной литературой, периодической печатью, находить в них полезную информацию, побуждает к общению с людьми старшего поколения, организует с ними встречи, вместе с детьми ведет сбор материалов для школьного музея.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Чижова Ирина Николаевна, методист кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ЯО ИРО.

Материалы находятся в информационно-методическом центре ГОАУ ЯО ИРО каб. 418.

Личные инструменты