Духовно-нравственное воспитание обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Суслова Лариса Николаевна Муниципальное образовательное учреждение Леснополянская начальная школа-детский сад им. К.Д.Ушинского Ярославского муниципального района
150539 Ярославская обл., Ярославский р-он, р.п. Лесная поляна, д. 38.
Учитель начальных классов
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Духовно-нравственное воспитание обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
2. Источник изменений Духовно-нравственное воспитание обучающихся есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Однако в последние годы XX века российская школа, сделав ставку на обучение, разорвала единство процессов воспитания и обучения. Государственные учебные заведения сделали ставку на обучение. Распались все школьные детские организации, были аннулированы должности воспитателей (либо они существовали формально), снизилась воспитательная роль классных руководителей (кураторов). Воспитанием должны были заниматься родители и досуговые клубы, кружки (количество которых резко сократилось). Как результат - резкое падение нравов в обществе, кризис нравственных отношений.В инициативе «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определяет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности воспитание личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения. Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны.
3. Идея изменений Духовно-нравственное развитие личности через создание целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы.
4. Концепция изменений На ступени начального общего образования начинается осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».
Для обеспечения духовно-нравственного развития личности в современной общеобразовательной школе реализуется множество воспитательных программ и подпрограмм, важнейшими из которых можно считать урочную и внеурочную деятельность обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования можно эффективно построить через интеграцию как межпредметную, выходящую за рамки учебных курсов во внеурочную деятельность. Решение данной проблемы педагог видит через изучение курса родного языка через интеграцию литературного чтения и языкового образования.
5. Условия реализации изменений Программно-методические материалы.
Личная заинтересованность педагога.
6. Результат изменений Темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Выполнение контрольных заданий по таким темам приближается к 100%, а качество колеблется от 60% до 97%.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Учитель творчески осуществляет самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков, владеет теоретическими вопросами и осознанно применяет методические рекомендации с учетом современных программ и требований.
Система интегрированных уроков по литературному чтению и русскому языку обусловлена внутрипредметными связями на протяжении всего курса.
Учитель использует формы и методы в зависимости от особенностей психофизического развития обучающихся.
1 класс. Игровые приемы, чтение «для себя» (но не про себя), смешанное письмо, акрофонические схемы, к середине учебного года возможна работа в парах, где поведут более «сильные» обучающиеся, этап свободной работы.
2 класс. Сотрудничество в заданных условиях в сочетании с заданием возможностей для свободного проявления детей. Сюда следует отнести возможность объединения для выполнения заданий по интересам при выборе деятельности или вариативности заданий.
3 класс. Свободная домашняя работа: выбор произведений для чтения, определение объема и формы работы с ним (просто прочитать, подготовить иллюстрацию, составить план или вопросы по тексту, придумать орфографические задания, кратко изложить и т. д.).
4 класс. Построение урока от ученика (включение в урок тех или иных видов заданий по желанию ребят с целью определения ими готовности к проверочным работам), а также оценка совместной работы по безошибочности результата и сплоченности усилий (можно спросить не только того кто хочет ответить, но и более слабого ученика, что побуждает одних делиться знаниями с другими). Здесь ярко выражен воспитательный эффект.
Кроме традиционных уроков учитель использует и другие формы: урок обмена знаниями, урок взаимопроверки, урок творческого поиска, урок – издание газеты или научного альманаха, контрольные уроки.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Коточигова Елена Вадимовна, к.псих.н., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО «Институт развития образования».

7z архив с материалами

Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты