Организационно-педагогические основы социальной реабилитации детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Организационно-педагогические основы социальной реабилитации детей, воспитывающихся в условиях детского дома

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Сахарова Елена Сергеевна Муниципальное образовательное учреждение смешанный детский дом №1
150001 г. Ярославль, ул. Посохова, д. 22а
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Организационно-педагогические основы социальной реабилитации детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
2. Источник изменений Педагогическая наука достаточно много занималась проблемами детей-сирот, поиском педагогических подходов к преодолению негативных последствий сиротства. В центре внимания - проблемы социализации личности, подготовки лишенных родительской опеки детей к самостоятельной жизни и к труду, проблемы коррекции с целью преодоления дезадаптации. Однако и сегодня недостаточно разработаны проблемы социальной реабилитации воспитанников детских домов.
В настоящее время существует противоречие между масштабами потребности общества в полноценных результатах деятельности сиротских учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и эффективному труду - и реальным вкладом педагогической практики в осуществлении социальной реабилитации воспитанников в рамках образовательных учреждений.
3. Идея изменений Создание педагогических условий по осуществлению социальной реабилитации воспитанников в рамках образовательного учреждения с целью повышение уровня социальной реабилитации детей-сирот, коррекция аномалий в социальном поведении, самооценке, формировании опыта социаль¬ных отношений.
4. Концепция изменений В настоящее время возникла необходимость изменить педагогические подходы в системе воспитательной работы по организации реабилитационной среды. Эффективная социализации воспитанников сиротских учебных заведений, их успешная реабилитации возможна через построение системы реабилитационной работы, осуществлении целенаправленного психологического и социального сопровождения - в различных областях жизнедеятельности каждого ребенка. Педагогом разработана система реабилитационной работы, которая позволяет оказывать целенаправленную психологическую помощь, социальную и правовую поддержку, обеспечивать социальную компетенцию, медицинскую и педагогическую реабилитацию.
5. Условия реализации изменений Высокая личностная заинтересованность педагога в развитии данной тематики для своего учреждения.
6. Результат изменений
  1. С 2006 года из детского дома выпустилось 25 воспитанников, все выпускники закончили учебные заведения или продолжают обучение.
  2. Ни один выпускник детского дома не совершил противоправных действий, не злоупотребляет алкоголем, не употребляет наркотики.
  3. 16 воспитанников переданы на воспитание в семью и возврата в детский дом нет.
  4. В настоящее время среди воспитанников детского дома:
    * снизилось количество правонарушений;
    *отсутствуют воспитанники употребляющие наркотики и токсические вещества;
    *отсутствуют дети злоупотребляющие алкоголем;
    *снижается количество детей с табачной зависимостью;
    *самовольные уходы носят единичный характер и связаны с периодом адаптации воспитанников;
    *добились 100% аттестации учащихся, отсутствия второгодничества; - дети активно участвуют в школьных мероприятиях;
    *увеличился процент детей, обучающихся без троек;
    *у выпускников появилась мотивация обучения в техникумах и ВУЗах;
    *занятость в кружках и секциях определяет выбор профессии;
    *при выпускнике у детей сформированы социально-бытовые навыки;
    * для девочек, воспитывающихся в детском доме, стала характерна женская модель поведения.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Система реабилитационной работы детского дома состоит из трех подсистем:
  • образовательная (включает в себя школьный образовательный процесс, образовательные программы воспитателей);
  • внеклассная образовательная (включает в себя сеть дополнительного образования – кружки, секции);
  • внеучебная (включает в себя досуговые мероприятия).

Ребенок выступает в качестве субъекта всего процесса жизнедеятельности в условиях детско-взрослого сообщества.
Процессы реабилитации воспитанника детского дома условно делятся на три этапа:
На первом этапе (адаптационном) собирается вся информация об уровне развития ребенка, определяется исходный реабилитационный потенциал, определяется образовательный и внеклассный образовательный маршрут, а также включенность в коррекционно-развивающую работу и досуговые мероприятия.
На втором этапе (реабилитационном) ребенок самостоятельно выбирает кружки и секции, в том числе и вне детского дома, участие в досуговых мероприятиях, является организатором и ведущим ключевых мероприятий детского дома, самостоятельно ходит в школу, принимает участие в жизни школы и класса.
Третий этап является итоговым, на котором видна степень реабилитированности ребенка на момент выпуска из детского дома, уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в когнитивной и деятельностный сферах, профессиональное самоопределение, овладение нормами социального поведения.
Основными направления деятельности педагогического коллектива детского дома по реабилитации детей являются: - организация профилактической работы; - организация образовательной работы; - организация внеклассной образовательной работы; - организация внеучебной работы. Акценты каждого направления с конкретным ребенком устанавливаются ПМПК детского дома. Для этого у каждого ребенка определяется исходный реабилитационный потенциал. Делается коллегиальное заключение о доминантах развития воспитанника, потенциальных возможностях и способностях, распознавании характера отклонений в поведении, деятельности, общении, а также состоянии здоровья. Далее определяются пути и средства реабилитационной работы с ребенком.
Данная работа может быть использована при разработке инновационных программ по социальной реабилитации детей-сирот, организации и проведении воспитательной работы в детском доме.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Экспертиза при защите на высшую квалификационную категорию.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
Личные инструменты