Создание системы профессиональной ориентации школьников в условиях локальности микрорайона и ресурсного дефицита

Материал из BANK
Версия от 07:21, 17 октября 2011; Rmc2010 (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Создание системы профессиональной ориентации школьников в условиях локальности микрорайона и ресурсного дефицита

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Белякова Ольга Павловна Муниципальное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат №2 Заволжского района г. Ярославля
150036, г. Ярославль, ул. Колышкина, д. 3.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Создание системы профессиональной ориентации школьников в условиях локальности микрорайона и ресурсного дефицита.
2. Источник изменений На основании Закона РФ «Об образовании» формирование социально-трудовой компетентности является одним из основных направлений федеральной и региональной политики в сфере образования. Новые требования, предъявляемые к выпускникам сегодня в стремительно меняющихся социально-экономических условиях, потребовали научно-обоснованной деятельности по осуществлению профессиональной ориентации школьников.
3. Идея изменений Проведение глубокой, многоплановой работы по профессиональному самоопределению школьников в условиях локальности и ресурсного дефицита через интеграцию кадровых, программно-методических, информационных, материально-технических ресурсов.
4. Концепция изменений Анализ ресурсных возможностей МУК и школ показал, что ресурсной базой одного образовательного учреждения (информационной, кадровой, программно-методической, юридической, материально-технической, финансовой и т.д.) невозможно предоставить обучающимся широкий спектр образовательных услуг (в рамках предпрофильной подготовки), тем самым удовлетворить их образовательные потребности. Для формирования социально-трудовой компетентности обучающихся в условиях локальности и ресурсного дефицита на базе МУК № 2 Заволжского района г. Ярославля создана система профессиональной ориентации посредством интеграции школ и межшкольного учебного комбината.
5. Условия реализации изменений
  1. Интеграция образовательных учреждений.
  2. Единое управление профориентационной работой через координационный совет, педагогический совет, методическое объединение учителей технологии. Интеграция руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей межшкольного учебного комбината и школ, внешних партнёров потребовала разработку функциональных обязанностей.
  3. Внедрение новых педагогических технологий, активных методов обучения.
  4. Внедрение в образовательный процесс Программы «Единая на территории системная технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников ОУ в условиях социально-экономических изменений, как средство диагностики профессиональных планов и уровня готовности выпускников ОУ к профессиональному выбору».
  5. Проведение серии семинаров, мастер-классов с целью формирования у педагогических работников мобильности, владения новыми педагогическими технологиями, новых компетентностей в профессиональной ориентации.
  6. Готовность и способность учащихся и их родителей сформировать заказ на образовательные услуги.
  7. Единая система взглядов на роль и место системы профессиональной ориентации в образовательной практике ОУ.
  8. Открытость ОУ микрорайона и готовность к взаимодействию с другими учреждениями.
  9. Наличие традиций в совместной работе ОУ микрорайона.
  10. Поддержка реализации системы органами управления образования.
6. Результат изменений Уровень сформированности социально-трудовой компетентности выше областных по всем критериям.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
Система профессиональной ориентации, являясь подсистемой образовательного процесса, состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры:
1. внешнее окружение (вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь), включает компоненты, поступающие в систему, к которым можно отнести: обучающихся 1 – 11-ых классов, педагогические кадры, нормативно-правовые документы, информацию.
Выход системы – сформированная компетентность у выпускника в социально-трудовой сфере и обоснованный выбор профессии. Связь с внешней средой - компоненты инфраструктуры микрорайона, в котором находится система, социально-экономические условия региона, от которых напрямую зависит содержание урочной и внеурочной деятельности, профминимума. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению. Обратная связь предполагает:
  • пожелания и предложения обучающихся, семьи, получаемые через отзывы, анкеты;
  • поступление информации в образовательные учреждения от обучающихся, семьи, внешних партнёров;
  • отзывы внешних экспертов.

Мониторинг ЕТ может рассматриваться как обратная связь, так как с результатами анкетирования знакомятся педагогические работники, родители, которые вносят свои предложения по усовершенствованию функционирования системы.
2. внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы» (В.Н. Попов).
Основными компонентами внутренней структуры системы профессиональной ориентации являются:

  • целевая: обучающиеся 1 – 11-х классов;
  • управляющая: координационный совет, педагогический совет, методическое объединений учителей технологии, межшкольный учебный комбинат; Программа «Единая на территории системная технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников школ Ярославской области».
  • управляемая: урочная и внеурочная деятельность, результаты мониторинга уровня готовности к профессиональному выбору;
  • обеспечивающая: ресурсное обеспечение (кадры, нормативно-правовые документы, программно-методические, информационные материалы и т.д.).

Основные шаги по созданию системы в условиях локальности и ресурсного дефицита:
Шаг 1. Определение основных понятий системы.
Шаг 2. Определение концептуальных оснований для построения системы: целей, задач, принципов, функций, методов системы.
Шаг 3. Определение элементов, компонентов системы, их функций и взаимосвязей.
Шаг 4. Анализ и формулирование параметров выхода системы.
Шаг 5. Определение воздействия внешней среды на систему.
Шаг 6. Определение требований к ее входу.
Шаг 7. Анализ параметров канала обратной связи.
Шаг 8. Анализ параметров процесса в системе.
Шаг 9. Построение структуры системы. При построении структуры системы и организации функционирования следует учитывать, что все процессы непрерывны и взаимообусловлены. Система функционирует на основе противоречий, конкуренции, многообразия форм функционирования и развития способности системы к обучению. Сущность категории развития заключается в том, что каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие — это необратимое и направленное изменение системы.
Шаг 10. Анализ эффективности системы, ресурсов развития, возможности взаимодействия с другими системами.
Шаг 11. Анализ условий и факторов, необходимых для качественного функционирования и развития системы. Прогноз развития и изменения среды.
Шаг 12. Описание системы. Для более полного и качественного описания системы с целью повышения их эффективности следует анализировать все свойства систем, объединенные в четыре группы:
свойства, характеризующие сущность и сложность системы;
свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.

IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на федеральном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Куприянова Галина Валентиновна, к.п.н., заведующая кафедрой менеджмента образования ГОАУ ЯО ИРО.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка с приложениями
Личные инструменты