Методика проектирования комплексной программы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения подростков.

Материал из BANK
Перейти к: навигация, поиск

Методика проектирования комплексной программы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения подростков

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Лавров Михаил Евгеньевич, Кабанова Наталия Александровна, Жукова Наталья Николаевна Государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области Центр развития творчества детей и юношества
150040, Ярославль, пр. Октября, 38
Лавров М.Е.- директор, Кабанова Н.А.- заведующая методическим отделом,
Жукова Н.Н.- методист.
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Методика проектирования комплексной программы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения подростков.
2. Источник изменений На сегодняшний день проблема употребления психоактивных веществ в молодежной среде – это комплексная проблема, в решении которой значительное место отводится системе образования, перед которой ставится задача профилактической деятельности.
В то же время многие образовательные учреждения имеют недостаточный практический опыт работы по предупреждению безнадзорности детей и подростков и другими проявлениями девиантности, поэтому эффективность деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) не высокая.
Необходима последовательная и систематическая деятельность с использованием современных педагогических, воспитательных, социальных и психологических технологий.
3. Идея изменений Разработка комплексной программы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения подростков, организация профилактической работы в образовательном учреждении (внедрение современных методик профилактической работы), повышение квалификации кадров в области антинаркотической профилактической работы позволит учреждению повысить эффективность деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).
4. Концепция изменений Создание адресных перспективных профилактических программ в отношении четырёх целевых групп: обучающихся, педагогов и специалистов ОУ, членов семей обучающихся. Специалистами создано методическое пособие «Методика проектирования комплексной программы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения подростков», содержащее подробные методические рекомендации по разработке профилактических программ и материал по разработке системы мониторинга результатов профилактической деятельности в ОУ.
5. Условия реализации изменений
  • достаточный уровень мотивации и компетентности каждого участника профилактической работы на достижение прогнозируемого результата;
  • наличие адресной программы деятельности по профилактике аддиктивного поведения обучающихся данного ОУ;
  • наличие педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога и др), осуществляющих деятельность по профилактике аддиктивного поведения обучающихся, прошедших специальную подготовку в области профилактики ПАВ и владеющих навыками ведения групповых занятий и психологического консультирования для организации психолого-педагогического сопровождения профилактической деятельности в ОУ;
  • наличие необходимых ресурсов (методических, материально-технических, кадровых и др.) для организации профилактической деятельности в ОУ.
6. Результат изменений
  • положительная динамика снижения употребления подростками алкогольных напитков, наркотиков, токсических веществ; стабилизация количества курящих подростков; повышение количества обучающихся ОУ, ведущих здоровый образ жизни;
  • увеличение количества и качества комплексных программ ОУ, авторских программ и проектов педагогов по профилактике аддиктивного поведения подростков;
  • мотивация педагогов на участие в областном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике ВИЧ/СПИДа и аддиктивного поведения несовершеннолетних (более 26% специалистов (от общего числа педагогов, осуществляющих профилактическую деятельность в 9 учреждениях НПО и СПО) стали участниками конкурса, из них шесть победителей в трёх номинациях);
  • положительная динамика результатов участия ОУ в областном конкурсе среди учреждений образования на лучшую организацию работы по профилактике ВИЧ/СПИДа и аддиктивного поведения несовершеннолетних;
  • рост базы методических ресурсов (программ, проектов, методических пособий, социологических исследований, статей, конспектов занятий, сценариев внеклассных мероприятий и др.) по данной проблеме в ОУ.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте Методика проектирования комплексной программы образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения подростков: методическое пособие [Текст] / Сост. М.Е. Лавров, Н.А. Кабанова, Н.Н. Жукова. – Ярославль, 2009, – 64 с.
Сайт: http://crtdu.edu.yar.ru
III. Описание инновационного опыта учителя
В ГОУ ДОД ЯО ЦРТДЮ функционирует сектор по вопросам первичной профилактики злоупотребления ПАВ обучающимися системы начального и среднего профессионального образования, накоплен большой практический опыт в данном направлении деятельности, разработаны методические продукты (рекомендации, пособия, программы КПК, программы ОУ по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних), которые могут стать достаточной основой для работы специалистов в ОУ различного типа с широким спектром целевых групп. Практический опыт грамотного ведения антинаркотической профилактической деятельности, организуемой в рамках единой государственной политики, обобщён и систематизирован в представленном методическом пособии и имеет насущную практическую значимость.
Данное методическое пособие включает уникальный теоретический материал по проблеме профилактической деятельности, раскрывает её концептуальные основы (принципы, основные подходы к организации деятельности, её психолого-педагогическое сопровождение и кадровое обеспечение), содержит подробные методические рекомендации по разработке профилактических программ и подбору материала к их содержанию.
Актуальным и значимым в представленном пособии является материал по разработке системы мониторинга результатов профилактической деятельности в ОУ. Систематическое ведение мониторинговых исследований позволит специалистам выявить общую картину проблемы проявления интереса подростков к ПАВ, отследить изменения, достигнутые применяемыми способами воздействия, оценить уровень профессиональной готовности кадров к деятельности по первичной профилактике, что будет способствовать повышению эффективности профилактической работы в образовательном учреждении.
Усиливают практическую значимость представленной работы приложения, которые включают нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике ПАВ в образовательной среде, описание педагогических, воспитательных, социальных и психологических технологий, диагностические материалы.
Представленная работа – действенная дидактическая и методическая помощь педагогическим работникам образовательных учреждений различных типов и видов, занимающихся профилактической деятельностью (профилактикой аддиктивного поведения, профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних).
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Опыт может быть распространён на региональном и муниципальном уровнях в формах конференции, круглого стола, курсов повышения квалификации.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Давыдов А.В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью ЯГПУ им. К.Д Ушинского.
Тарханова И.Ю., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью ЯГПУ им. К.Д Ушинского.
Короткова Н.В., методист ГОУ ДОД ЯО ЦРТДЮ,
пр. Октября, 38; телефон (4852)73-26-18;
e-mail: postmaster@crtdu.edu.yar.ru

Материалы находятся в образовательном учреждении.

Личные инструменты